Культура
29.01.2013, 15:02
 583  

Доигрались! Известный российский драматург Надежда Птушкина требует закрыть новый спектакль симбирской драмы

В распоряжении редакции 73online.ru оказалось электронное письмо в адрес руководства Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова. Автор послания — известный российский драматург и сценарист Надежда Птушкина — пишет: «Я дала разрешение на использование моей пьесы с единственным условием — не менять текст автора и не менять название. Мне не нравится ваше пренебрежение к авторским правам вообще и к моим лично. Одновременно с этим письмом я отправляю заявление в РАО с требованием закрыть ваш спектакль без права возобновления». Речь идет о спектакле, премьера которого должна была состояться в минувшие выходные. И который значится в репертуарной афише симбирской драмы под названием «Рождественские грезы». Из-за чересчур вольного отношения дирекции театра к авторскому праву мелодраму с оригинальным названием «Пока она умирала» ульяновская публика теперь вряд ли увидит.

Надежда Птушкина — выпускница режиссерского факультета Школы-студии МХАТ. Мастерство ей преподавал сам легендарный Олег Ефремов. За без малого 40 лет ею было написано более 70 пьес, поставленных в театрах России и СНГ. 40 из них также с успехом идут на сценах европейских и американских театров. Самые известные произведения Птушкиной в нашей стране — «Пизанская башня», «Овечка», «Плачу вперед», «Ненормальная» и, конечно же, выдержавшая наибольшее число постановок «Пока она умирала». Пьесы Надежды Михайловны и раньше получали свое сценическое воплощение под другими названиями. В 2001 году по просьбе Олега Янковского, решившего дебютировать в качестве кинорежиссера и выбравшего для этого пьесу «Пока она умирала», Надежда пишет по ней сценарий. Фильм «Приходи на меня посмотреть», в котором, кроме Янковского, снялись Ирина Купченко и Екатерина Васильева, до сих пор является одним из телехитов на федеральных телеканалах. С 2007 года Птушкина выступает и как режиссер экранизаций своих произведений «Корова», «При чужих свечах» и «Браво, Лауренсия!». Название «Рождественские грезы» пьеса «Пока она умирала» получила единственный раз с разрешения автора в постановке МХАТа.

Несколько лет назад эту пьесу под оригинальным названием ставили в театре драмы в Димитровграде. Такое же название, как нам объяснили в Ульяновском региональном отделении РАО, указал в отправляемом в Москву паспорте спектакля и наш драматический театр. Каково же было удивление драматурга, когда на официальном сайте симбирской драмы она обнаружила, что театр самовольно поменял название. И не только... Чуть раньше на странице Надежды Михайловны в социальных сетях появилась фотография с афиши ульяновского театра, на которой изображены молодые еще (примерно 30-летней давности) исполнители главных ролей в ульяновском спектакле Сергей Кондратенко и Ирина Янко. (Справедливости ради замечу, что был и еще один баннер со свежими Кондратенко и Янко, но его Птушкина не увидела – прим. 73online.ru)

Спектакль, поставленный ульяновским мастером комедии Евгением Редюком, должен был стать бенефисом Сергея Анатольевича и Ирины Леонидовны. Но в последний момент был отменен. Официальная причина отмены — исполнительница одной из главных ролей, народная артистка России, лауреат Госпремии РФ Клара Шадько оказалась в больнице с диагнозом «гипертонический криз».

Вот как прокомментирован ульяновский случай в соцсетях на странице Птушкиной: «Ульяновский театр драмы обратился к Надежде Птушкиной за разрешением поставить ее пьесу «Пока она умирала». Н.П. дала такое разрешение с условием, что название пьесы не меняется и все изменения в тексте возможны только с согласия автора. Тем не менее, театр выпускает спектакль с названием «Рождественские грезы». И, оцените, в Ульяновске, судя по фотографии, именно вот так выглядят люди шестидесяти лет. Надежда запретила постановку без права возобновления спектакля (отправлено соответствующее заявление в РАО)».

По просьбе 73online.ru, обратившегося к Надежде Михайловне за эксклюзивным комментарием, она ответила:

- Я очень устала от непрошенных соавторов вообще и от зашкалившего количества соавторов по пьесе «Пока она умирала» в частности. Самомнение директоров, директорских жен, режиссеров, режиссерских жен, артистов, занятых в спектакле и не занятых, жен артистов, занятых в спектакле и жен не занятых, господ завлитов и прочих, прочих, и прочих, которые считают, что они в течение пяти минут могут придумать название лучшее, чем у автора.

Смею утверждать, что мое изящное, ироничное и точное название «Пока она умирала» в ущерб художественности меняют на многочисленные «Пока она не умрет», «Пока она будет жить» или просто на выдернутые из текста пьесы цитаты. Я в ярости, когда вчерашняя школьница, а нынче завлит, довольно снисходительно объясняет мне, что в их городе на такое название, как «Пока она умирала», зрители не пойдут. Она что, проводила социологический опрос или, может быть, хотя бы не была в школе троечницей? Почему любой троечник считает себя умнее и талантливее автора? Героям моей пьесы 84 года, 60, 60 и 40 лет. Их психология написана в строгом соответствии с заданным возрастом. Их поступки адекватны именно этому возрасту. Их манера говорить присуща именно этому возрасту и именно этому социальному положению. Не надо менять этот возраст соответственно на 60, 40, 40 и 20 лет! Это ложь! Пьеса разрушается, а остаются только репризы. Я понимаю, что у нас в стране чудовищная, давно всем привычная дискриминация людей по возрасту. Но, может быть, хоть театр останется от нее в стороне? Или давайте сделаем героев пьес «Перед заходом солнца», «Дальше —тишина», «Странная миссис Сэвидж» такими молодыми-молодыми. Миссис Сэвидж в свои 80 лет влюбилась в двадцатилетнего. Зачем это? Кто в это поверит? Давайте, пусть ей будет 21 год. 21 и 20 — это вполне реалистично. Поступим так же и с другими пьесами… Все достаточно просто, если вести себя честно. Не устраивает возраст героев — не ставьте пьесу. Уважайте права автора. Это не призыв. Это обязательность следования закону. Пьеса — это не ничейная вещь, которая валяется без присмотра и с которой каждый может поступать как угодно. И чем скорее в театрах это усвоят, тем ближе мы будем к цивилизованному обществу.

Надежда Михайловна оставила за собой право разместить этот комментарий на своем официальном сайте. И мы уважаем это ее право. Но 73online.ru решил выслушать и противоположную сторону. Сразу не получилось. В пресс-службе театра сообщили, что директор Наталья Никонорова в данный момент отсутствует на рабочем месте. Но мы готовы в любой момент предоставить Наталье Александровне нашу площадку для дискуссии с Птушкиной...

Заметим лишь, что это уже не первый случай не слишком корректного отношения руководства симбирской драмы к авторскому праву. В июне 2011 года едва не был сорван фестивальный показ ульяновского спектакля «Фрегат «Паллада» на театральном форуме в Сочи. Тогда режиссер Сергей Тюжин тоже возмутился по поводу своих авторских прав и запретил под угрозой суда показывать «Фрегат...». Только после вмешательства известных столичных театральных критиков спектаклю на сочинском фестивале был дан зеленый свет. И вот те же грабли, только вид сбоку.

Артур Артемов

Читайте также
25.05.2018, 14:44 При «штурме» мэрии Ульяновска пострадал человек, его увезли на «скорой»
25.05.2018, 11:32 Перформанс Куринного и Чатиняна сопровождается кранами, танцами и звоном цепей
25.05.2018, 09:28 Площадь 100-летия, всё....
24.05.2018, 16:13 Анатолий Бакаев: Петербургский форум может принести региону 20 миллиардов рублей
24.05.2018, 15:12 Ульяновск: в школе имени Гейдара Алиева прозвучал «последний звонок»
Поделись новостью в социальных сетях
Комментарии (12)
31.01.2013, 12:51, Ирина
Из-за Никоноровой страдают артисты и зрители. На премьеру было не достать билетов. Из-за птушкиной, которая возомнила себя мегаизвестным драматругом тоже все страдают. Да кто вы такие? Обе! как 2 напыщенные мадамы не сумели договориться между собой?!
31.01.2013, 11:24, другой зритель
скандалы делают скандальные журналисты. они же могут выступать и в роли ботов, подливая масла в огонь. только им это нужно, только они получают за это деньги. уважаемый и многоопытный драматург наверняка это понимает
31.01.2013, 09:41, Птушкина
Большего хамства как в Ульяновске я не видела!!! Оскорбление и унижение....Научитесь общаться,работать,быть Человеком!
30.01.2013, 20:51, Зритель
набежали боты по требованию Никоноровой. Забавно на все это смотреть. Я, конечно, понимаю, что после такого позора крыть Никоноровой нечем. Спектакль поставлен, работа была проделана огромная. Так не лучше ли позвонить, извиниться перед Птушкиной за свои косяки и исправить их. Кто ж после такого скандала с вами будет работать
30.01.2013, 17:03, Fee
Почему же у нее не случилась истерика, когда худ.фильм по пьесе носит другое название? И, кстати, актерам на афише в реальной жизни под 60. Если птушкина в свои 64 выглядит на 85, то это ее проблемы.
30.01.2013, 13:37, Ye-Ye
Что-то о таком драматурге, авторе 70(!) пьес слышать не доводилось. Фильм по ТВ довелось посмотреть (частично): не хватило терпения досмотреть это занудство. Вряд ли кто захочет посетить спектакль под названием "Пока она умирала",к тому же, малоизвестного автора (не Островский всё же, и даже не Радзинский), так что, похоже, что автор ищет популярности через скандал...
30.01.2013, 09:08, Igorvelv
Видимо, в улье вообще туго с джареным, что из мухи слона раздувает народ. http://ulpressa.ru/2013/01/29/nadezhda-ptushkina-otkryitoe-obrashhenie-k-teatram/#comment-296993 «Пока она умирала» была неоднократно переименована в театрах : «Старая дева», «Рождественские грезы», «Праздник на костылях», «Неугомонная бабушка», «Неугомонная Софья», «Приходи на меня посмотреть» (фильм), «Семейный фотоальбом» (японский вариант названия), «Рождественское танго», «Макарена», «Они будут так трепетно счастливы», «Пусть она будет счастлива», «Какая радость, что вы пришли», «Берегите себя», «Мужчина к празднику», «Любви все возрасты покорны», «Пока я жива», «Лучше быть счастливым позже», «Бес в ребро или мужчина к празднику», «Любите при свечах», «Хотите – верьте, хотите – нет»… Ссылочка? Вот она: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F2%F3%F8%EA%E8%ED%E0,_%CD%E0%E4%E5%E6%E4%E0_%CC%E8%F5%E0%E9%EB%EE%E2%ED%E0
30.01.2013, 08:53, Семен
А Никанорова, говорят, да, палку перегибает.
30.01.2013, 08:51, Семен
Мда... на "Пока она умирала" я б точно не пошёл однако. На такое даже никого с собой-то не пригласишь... А "Рождественсие грёзы" - хорошо звучит. Глупо себя писательница повела. Глупо. Билеты распроданы вперёд на месяц. Все ждали премьеры "Рождественские грёзы", а тут "Пока она умирала" - тут же умерли и желание, и настроение идти на такой спектакль. Писатели всегда были либо гениальными, либо свихнутыми, оттого и ставят обычно пьесы уже давно умерших. В противном случае (будучи подговорёнными кем-то, к примеру, конкурентами ХЗ какими) писатели дают "обратный ход" в последний момент. Уверен директор театра в этой ситуации скажет просто - "Вот **ка...", и народ, прочитавший эту статью скажет - "Вот **ка...". Ну, действительно, раньше что ль не могла проснуться? Когда они заявили ещё только премьеру? Чё-то тут нечисто... И магарыч теперь не получит, и признание (пьеса-то нормальная вроде) не получит, но зато получит - }{peн... с маслом.
29.01.2013, 22:16, из гардероба
Наш театр давно имени Никаноровой,она сама так называет...Она же на одной ноге с губернатором,как Хлестаков.Отсюда и величие и пренебрежение к старейшим сотрудникам театра,больные амбиции,деньги-двигатель директрисы...Там давно больная атмосфера...Сейчас вообще никто не будет сотрудничать из-за такой самодеятельности...Вот дура!
29.01.2013, 21:48, Лена Кудряшова
Какая замечательная оказывается эта Птушкина. Честная и открытая. К своему стыду не знала, что один из моих любимых фильмов Фильм «Приходи на меня посмотреть» снят по ее сценарию. Вы правильно все сделали. Мне искренне жаль, что не увижу спектакль в нашем театре, а с другой стороны теперь на него идти даже не хочется. Что еще изменили и подменили в нем не известно.
29.01.2013, 17:07, Надежда
Никонорова опозорилась на всю Россию. И только из-за своих амбиций и собственного величия. А вообще, очень жаль, что этот спектакль так и не появится на нашей сцене
Популярные новости
О проекте Редакция Сообщить новость Архив новостей Подписка Условия перепечатки Реклама на сайте Контакты
Политика об обработке персональных данных (doc)
Все права на статьи, схемы, материалы и фотографии, размещенные на сайте, принадлежат редакции,
интернет-ресурсам или физическим людям, которые указаны в описаниях.
Все не авторские статьи редакции, фото и материалы имеют ссылку на первоисточник, за которыми сохранено авторское право.
Перепечатка материалов сайта разрешена при условии письменного согласия редакции и/или автора статьи, материала, фотографии.
Разработка сайта - dv.studios
73online.ru
© 2008-2018. "Ульяновск онлайн", www.73online.ru, 18+
Учредитель: ООО "Симбирское Информационное Бюро". Главный редактор: Кузнецов О.Н.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-36684" от 29.06.2009 г. выдано Роскомнадзором.
432017, г. Ульяновск, ул. Карла Либкнехта, 24/5А, строение 1, оф. 91, БЦ «Симбирск»
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Наверх