Главным итогом недавнего выездного заседания Изборского клуба в Ульяновске для губернатора Сергея Морозова стала поддержка, оказанная ему изборянами в вопросе создания в областном центре музея, посвященного СССР. По их общему мнению, такой центр к 2022 году, когда он предположительно будет возведен, может помочь сохранить прошлое и сформировать будущее. Ради «мига между прошлым и будущим» гости из столицы в Ульяновске и собирались. А главным героем мероприятия стал писатель Александр Проханов. Эти два дня в Ульяновске он был нарасхват: презентация книги, долгая беседа с губернатором Морозовым, многочисленные встречи, заседания и круглые столы. Тем не менее время для эксклюзивного небольшого интервью73online.ru Александр Андреевич все же нашел.
Пора жить без кавычек
- Удалось ли во время ульяновского выездного заседания Изборского клуба решить его главную задачу, определенную и поставленную еще в первый день, — найти основные критерии для объединения красного и белого начал российской истории?
- Во всяком случае, мы наметили то основное и общее, что объединяет красную и белую идеологии. Это имперские амбиции, несомненно. И белая Россия была империей. И в не меньшей степени Империю строили в СССР, особенно при Сталине. Кроме того, и тем, и другим были небезразличны идеи христианства, касающиеся рая. К раю небесному стремились в белой России. И красные до самого конца не отказывались от мысли построения рая небесного на земле.
- Вам принадлежит родившаяся на ульяновской земле мысль о «красном утопизме»...
- Да, только давайте не будем говорить о нем в уничижительном тоне. В самих утопических идеях нет ничего плохого, в какой бы цвет они не были окрашены. Утопизм синонимичен романтизму. Я и сам романтик. И уверен, что именно романтики исподволь двигали историю.
- Я о другом, Александр Андреевич. Что, на ваш взгляд, больше, по Маяковскому, «матери-истории ценно»: «красный утопизм» или современный «путинский реализм»?
- Вы поставили последнюю формулировку в кавычки? А значит, тем самым сами же ответили на свой вопрос. Нам вообще пора уже жить без кавычек. Простота и прозрачность — залог светлого будущего.
- Почему, как вам кажется, даже в «лихие 90-е» Ельцина в обществе так ярко и четко не наблюдалась столь сильная ностальгия по Советскому Союзу, нежели сейчас?
- Потому что при Ельцине все наше прошлое разрушалось и предавалось забвению настолько. Никому и в голову могло прийти, что раньше было хоть в чем-то хорошо. Но до конца довести эти разрушения с божьей во многом помощью не удалось. Сегодняшние партия и правительство вспоминают прошлое и все хорошее, что в нем было, чаще и чаще. И народ тянется за ними.
Путин на шарнирах
- С легкой руки одного из ваших молодых коллег и ваших же почитателей Захара Прилепина, считающего себя учеником Проханова, вас сегодня называют российским писателем, наиболее близким к классическим традициям Толстого и Достовского. Легко ли быть сегодня Львом Николаевичем или Федором Михайловичем?
- Да и Александром Андреевичем быть непросто. Что делает писателя классиком, порой еще при жизни? Мера ответственности, вероятно. А коли так, то эта литературная схима проецирует определенные постулаты и на мирскую жизнь. Я не могу позволить себе ни чрезмерной резкости, ни огульного либерализма. Только в рамках жанра. Но человек слаб, и ваш покорный слуга — не исключение. Соблазнов много. Бороться с ними невыносимо. А иначе нельзя. Я, во всяком случае, вот уже долгие годы не могу позволить себе расслабиться.
- А как пробалансировать с мастерством канатоходца по тонкой грани между художественным вымыслом и актуальной сиюминутной публицистикой?
- И опять боюсь, что не дам вам четкого и определенного ответа. Абсолютного рецепта нет. Вернее, я его не знаю, иначе был бы уже причислен к сонму святых. Вероятно, внутри меня беллетристика и публицистика сами решают проблему сосуществования. Я уже так долго в газете «Завтра», что публицист просыпается во мне в нужные минуты самостоятельно. А литература вовремя подсказывает необходимые художественные приемы и методы Проханову-публицисту.
- Вас не напрягает, что Ульяновск из родины Ленина медленно, постепенно, но верно превращается в родину Колобка?
- А что плохого в Колобке? Это субъективно, если хотите знать, не самый плохой герой русской сказочной литературы. Он позитивный и положительный. И весьма близок российскому народу своим умением с честью выйти из любой самой сложной жизненной ситуации. Колобок — это один из витязей русской сказочной мифологической литературы. Кроме шуток...
- Сегодня только из утюга нам не предсказывают страшные беды России, стоящей на пороге очередной гражданской войны. Что вы думаете по этому поводу?
- Гражданская война возможна там и тогда, где и когда страна оказывается без стойких шарниров. В том числе и идеологических. В России нынче в роли такого шарнира достаточно успешно выступает Владимир Владимирович Путин. Так что возможны любые внешние потрясения, но вряд ли гражданская война будет в ближайшее время.
Иван Собакин