Главным вопросом для обсуждения депутатов Законодательного собрания в предпоследний день осени стало окончательное принятие во втором чтении областного бюджета на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов. Основными оппонентами на финальном обсуждении наполняемости региональной казны стали парламентарии-коммунисты. Споры были такими жаркими, что Сергей Ермаков сломал собственные очки, а в разгар дебатов сам зал заседаний внезапно, хотя и ненадолго погрузился во тьму — электронапряжение не выдержало. Губернатор Сергей Морозов утверждал, что деньги для исполнения бюджета в областной казне есть. Оппоненты не верили и вопрошали, доколе регион будет жить в долг, продолжая кредитную гонку. 73online.ru увлеченно наблюдал за набиравшей остроту дискуссией, которая становилась все увлекательнее...
Наступление депутаты-коммунисты начали еще до обсуждения бюджета. Первым вопросом в парламентской повестке дня в четверг, 29 ноября, стало принятие закона о прогнозном плане приватизации госимущества Ульяновской области в будущем году и о приватизационных планах региона до 2015 года. Тут главный ульяновский коммунист Александр Кругликов вспомнил про многострадальное ОАО «Тепличный». Про «Молодежный центр», в котором изначально 25 процентов плюс одна акция принадлежали Ульяновской области, но в результате регион не получил ни рубля. Про «Лесхоз», превратившийся в чьи-то частные владения, тогда как, по словам Александра Леонидовича, «хозяином в лесу может быть только государство». Припомнил Кругликов главе региона и странную приватизации «Хлебпрома», в результате которой «губернатор вообще не контролирует сегодня ценовую политику на хлебном рынке области».
Приглашенный на заседание экс-мэр, председатель областного совета ветеранов в этот момент от волнения сломал свои очки. Он так нервно крутил свою оптику в руках, что из нее просто вылетела линза. Кое-как вручную вставив ее на место, Сергей Николаевич водрузил очки на нос и больше до конца заседания от греха подальше их не снимал.
Бюджет «на выживание»
Обсуждение собственно бюджета перед его окончательным принятием начал депутат от фракции коммунистов Габдулхак Мурзаханов. По его мнению, бюджет на будущий год сильно обделил и обидел сельское хозяйство. Притом что по финансированию агропромышленного комплекса Ульяновская область и так занимает одно из последних мест в России - 75-е. Чтобы вытащить сельское хозяйство, предложил вернуть в областную собственность спиртовое и ликероводочное производство, что даст бюджету в целом миллиарды рублей прибыли. Чуть позже прозвучала следующая информация: с учетом вступления России в ВТО, областной агропромышленный комплекс требует 1,2 миллиарда рублей вложений. Выделено же по факту лишь около 400 миллионов. Еще Мурзаханов посоветовал включить в статью о финансировании культуры пункт о поддержке региональных национально-культурных автономий. Коллега Мурзаханова по фракции Вячеслав Алексейчик усомнился в социальном ориентировании будущего бюджета и достаточно резко резюмировал свое короткое выступление: «Давайте не вешать на бюджет громкие и положительные слова! Нищета у нас есть и будет!» Своеобразный итог сказанному его соратниками по партии подвел Александр Кругликов:
- Мы еще не все проели? Давайте проедать то, что осталось! Будем и дальше жить в долг, набирая все больше кредитов! Ипотечный подход к бюджетной политике, поверьте историку, всегда приводил к печальному итогу.
Как будто в подтверждение слов Александра Леонидовича в зале заседаний и потух свет. За секунды, пока электрики восстановили освещение, Кругликов успел заметить: «Вот, все гаснет и тухнет. Это подтверждает, что мы движемся к очередной волне кризиса, в том числе и экономического».
Хоть как-то нивелировать коммунистические выпады в адрес бюджета попыталась депутат ЗСО от фракции ЛДПР Тамара Харитонова: «Бюджет на 2013 год, конечно, сложный и противоречивый. Но это главный финансовый документ региона, по которому всем ульяновцам предстоит жить весь следующий год. И он обязательно должен быть принят до начала нового финансового года». А далее Тамара Анатольевна допустила казусную и характерную для далеких от народа парламентариев оговорку: «Вопросы выживания в бюджете учтены». Никто не предупредил госпожу Харитонову, что выживать народ уже устал. Хотелось бы начать жить и желательно достойно. Хотя бы на уровне народных избранников.
Во всем виноват президент?..
Единоросс и вице-спикер ЗСО Александр Майер-старший решил ответить коммунистам столь же жестко и разошелся:
- Я, признаться, не совсем понимаю, что такое государственная собственность, о которой здесь шла речь. Это к вопросу о «Тепличном». Государство не должно торговать овощами... Что касается бюджета, то приведу простой пример. Если вы приходите в магазин и в кармане у вас только 100 рублей, то никто вам не даст купить ничего на 110 рублей. Так и с нашим бюджетом. Конечно, на нужды населения надо бы добавить еще четыре-пять миллиардов рублей. Но где их взять? Поэтому давайте исходить из того, что есть...
А коллега Майера по «Единой России» Алсу Балакишиева договорилась до того, что нашла конкретного виновника несовершенства ульяновского регионального бюджета. Им стал ни много ни мало экс-президент РФ. Это же Медведев, дескать, минувшей весной подписал указ об обязательном повышении зарплат бюджетникам во всех субъектах федерации за счет региональных бюджетов. И тем самым, мол, спровоцировал их «выйти из берегов».
Майер и Балакишиева надеялись, что последнее слово в обсуждении будет за ними. Но внезапно и неожиданно слово взял присутствующий в зале депутат-коммунист Госдумы от Ульяновской области Юрий Синельщиков:
- Можно было бы жить в долг, если бы мы находились в условиях войны. Или, если бы регион, который я представляю в российском парламенте, наполовину выкосила чума. Хотелось бы получить ответ на вопрос: «Как собираетесь выбираться из этой долговой ямы?»
Этот вопрос действительно актуален. Его Юрию Петровичу часто задают ульяновские избиратели на местах. А общая сумма госдолга Ульяновской области на сегодняшний день, по словам председателя ЗСО Бориса Зотова, — 6,7 миллиарда рублей.
Еще один гость заседания ЗакСа сенатор Сергей Бажанов призывал не подходить к бюджету «с позиций совнархоза, когда в любой момент можно попросить у верховного комиссара еще денег». Приводил в пример Президентский мост, который, являясь федеральной собственностью, оплачивается из ульяновской казны. Напрасно даже приводил примеры форс-мажоров, из-за которых страдает бюджет. Тем более, в число форс-мажоров, если верить Сергею Викторовичу, как-то попало дорожное строительство. Это в какой же стадии должно находиться строительство дорог в регионе, чтобы даже в шутку назвать его форс-мажором?..
«И не надо здесь драматизировать»
Губернатор Сергей Морозов долго наблюдал за перепалкой парламентариев по бюджету молча. Но все же в итоге решился ответить. Тезисно его выступление выглядело следующим образом.
Долг Ульяновской области - в пределах бюджетного дефицита. Почему долг растет? Очень трудно объяснить это тем людям, которые в Госдуме принимают такие законы, из-за которых этот долг и растет... Сельскому хозяйству области помогут федеральные деньги... В январе-феврале 2013-го окончательно примем этот бюджет уже с учетом финансовой поддержки федерального центра... Чтобы не так страшно было входить в ВТО, мы и привлекаем сейчас в регион высокоэффективные бизнес-предприятия, причем с иностранным капиталом в активах. Есть ли у нас деньги на выполнение бюджета? Есть! И поэтому не надо здесь драматизировать. Основную часть этих денег мы заработаем сами... А что касается того, что мы чего-то там потеряли... Так потеряно это еще в 1990-е годы...
«Сохранить бы то, что есть, то, что осталось, Сергей Иванович...», — подали реплику коммунисты из зала.
- Мы не собираемся сохранять то, что для нас неэффективно! — признался, как отрезал, глава региона.
Бюджет был принят 19-ю голосами против трех. И эти трое — ульяновские коммунисты...
Иван Собакин