Ровно десять лет назад мало кому известный в мире кино сын известного режиссера Александра Прошкина Андрей дебютировал c полнометражным игровым фильмом «Спартак и Калашников». За два года это недетское детское кино собрало восемь престижных кинопризов на самых престижных биеннале, от «Кинотавра» и «Золотого Орла» до фестивалей в Чехии и Буэнос-Айресе. А 19 сентября 2012 года Ульяновск стал одним из городов, где в супермультиплексе IMAX уже известный российский кинорежиссер Андрей Прошкин представил свой новый блокбастер — мистическую драму «Орда», обласканную тремя призами 34-го Московского Международного кинофестиваля (в том числе, за режиссуру и лучшую женскую роль). 73online.ru побывал на ульяновской премьере и от души пообщался с Андреем Александровичем.

Итак, это первый даже в мире фильм о Золотой Орде. 125-минутка с достаточно скромным по голливудским и даже российским меркам бюджетом в 12 миллионов долларов. Середина XIV века. Власть Орды простирается уже над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда Тайдулу - жену хана - сражает тяжелый недуг, ни один целитель не в силах ей помочь. Выбор хана падает на московского митрополита Алексия, которого ордвинцы считают «великим колдуном». Алексия вызывают в Орду. На карту поставлена судьба всего русского княжества. Однако и сам митрополит не знает, чем обернется его полное опасностей путешествие...

Патриарх разрешил...

- Одна из журналисток после презентации вашего фильма в Москве прямым текстом обозвала его «богомерзким и антирусским». Вам есть, что ей ответить?

- Я не собираюсь комментировать глупости. Каждый человек имеет право на свое мнение. С тех пор кроме этой барышни никто из видевших мой фильм ни в чем подобном меня не упрекнул. Ответственно заявляю: ничего «богомерзкого и антирусского» в «Орде» нет.

- Вашу картину посмотрел патриарх Кирилл, после чего вы с ним ее обсуждали. Какого мнение главы РПЦ об «Орде»?

- Как раз о том, понравился ли патриарху наш фильм или нет, мы и не говорили. Единственное, о чем он сказал: в жизни Алексия нет ничего про то, что мы показали в «Орде». Поэтому, мол, можно ли было это снимать? Потом после непродолжительной паузы добавил: но ведь в житийном сюжете ничего не сказано про то, что этого не было. «Значит, ваша трактовка имеет право на существование», — резюмировал патриарх. Вывод, насколько я понимаю: сейчас отношение русской патриархии к житийной литературе все абстрактнее, туманнее и непонятнее. И к картине отношение в целом неоднозначное. Есть люди, которые глубоко принимают «Орду». И есть те, кто ее горячо не любит. На днях мне сказали, что Международный православный кинофестиваль «Лучезарный ангел» категорически не захотел включать «Орду» в конкурсную программу.

- В Интернете упорно муссируются слухи, будто в бюджете вашего фильма присутствуют, в частности, и деньги РПЦ...

- Нет, РПЦ не вкладывалась в производство фильма. Нам помогал серьезный фундаментальный церковно-научный просветительский центр «Православная энциклопедия». Они частично финансировали художественный фильм Владимира Хотиненко «Поп» и участвовали в работе над нашим фильмом. Как православный центр, они, конечно, находятся в российском церковном поле, но организация абсолютно светская.

Древние греки были бы в претензии к Гомеру

Древнюю Москву на съемках картины выстроили в городе Гороховец между нынешней российской столицей и Владимиром. А Сараем — главным ордынским городом - стала деревня Тамбовка под Астраханью. «Орда» в цифрах: прежде всего, 10 процентов декораций однажды было уничтожено внезапно налетевшей бурей. Восстанавливать разрушенное пришлось по ходу съемок, а потом еще при монтаже частично дорисовывать на компьютере. Во вторую очередь режиссер фильма вспомнил вполне обычного астраханского сома весом более 60 килограммов. Эту царь-рыбу один из статистов в кадре таскал на себе с десяток дублей. Андрею Прошкину до сих пор жалко беднягу, и он испытывает перед ним чувство вины. Кстати, первоначально для этой сцены съемочная группа требовала осетра. На соме остановились, чтобы уйти от избитой фактуры: Астрахань-осетры-икра.

Цитата: «Когда мне заказали сценарий «Орды», я сначала сразу отказался, поскольку одним из его главных героев должен был стать православный святой, а «святого кинематографа» я себе не представляю...» (Юрий Арабов, автор сценария фильма).

- В своем недавнем интервью один из известных российских специалистов по той эпохе, кандидат исторических наук Вадим Рудаков признался, почему отказался консультировать «Орду»...

- Это его интервью меня несколько возмутило. Потому что Вадим Рудаков никогда не отказывался консультировать «Орду». В качестве консультанта он пробыл на картине около полугода и получил за это реальные деньги. Он высказывал определенные претензии, а я ему объяснял, что кино - это вообще-то не учебник. Что искусство существует по своим определенным законам. Более того, мы много спорили с ним на предмет того, что снимаем не историческую реконструкцию, а миф. Вадим нам очень помог, и, когда он ушел из проекта, у нас остались превосходные отношения. Он очень симпатичный человек, но его интервью меня неприятно удивило.

- Повторяется в гипертрофированном виде история с культовым фильмом Андрея Тарковского «Андрей Рублев», главному историческому консультанту которого после выхода этой картины на экраны коллеги объявили бойкот и перестали пожимать руку?..

- Да, говорят, историки «Андрея Рублева» до сих пор ненавидят (смеется). Я бы время действия в нашем фильме очень условно назвал четырнадцатым веком. Мы изучили много материалов о татаро-монголах и их чингизовских и постчингизовских государствах. А потом в соответствии со своими ощущениями спрессовали в «Орде» 100-150 лет (улыбается). Вообще, знаете, древние греки с партийно-исторической точки зрения могли бы очень много неприятных вещей сказать Гомеру (улыбается). Но, к счастью, официальной точки зрения на описываемые великим старцем события не осталось, а «Илиада» живет уже тысячелетия. У искусства иные критерии, оно идет более извилистыми путями. Здесь зачастую нужно соврать, чтобы в итоге получилась правда. Такой парадокс.

- В одном из недавних интервью после съемок вы оговорились: «Орда в определенном смысле - это еще и фильм-предостережение, поскольку она проявляется везде и по сей день». Что имелось в виду?

- Я как-то практически совершенно случайно оказался на вполне современном совещании у больших начальников. И пришел к выводу, что наши нынешние чиновники при великой власти решают большинство вопросов как-то уж очень по-ордынски (смеется). С этой точки зрения «Орда», пожалуй, без преувеличения - самая остро и социально современная картина. Тот период российской истории отложил на всей стране, и в первую очередь, на системе власти, колоссальный отпечаток. Все разговоры о евразийстве россиян связаны не с географическим положением нашей страны. А с тем, что русская власть вобрала в себя множество черт цивилизации Чингиз-Хана. Например, собирание дани, ясака, которое сегодня просто называется по-другому...

- Взятка, откат?

- Ну-у... Я этого не говорил... (улыбается).

Нелирическое отступление № 1. Между прочим, одна из самых сильных сцен в этом поражающем красотой натурализма фильме — отрубание головы русскому пленному. Российские специалисты превизуализации (компьютерные спецэффекты) ничего подобного до сих пор не делали. Хотя до этого работали на таких проектах, как «Дневной Дозор», «Черная молния», «Стиляги» и «Wanted»(«Особо опасен»). Ведь показать казнь режиссер захотел одним кадром. Пришлось серьезно заняться изучением физиологии человека, чтобы точно понять, как должна реагировать на удар отточенного лезвия кровеносная система, куда будут направлены брызги крови, каким образом упадет отсеченная голова. В кадре отдельно снимали крупным планом голову человека, потом манекен без головы. И лишь затем моделировали все на компьютере...

Как из якутов татаро-монголов делали

Цитата: «Мы сразу договорились, что на роль Алексия нужно будет взять мощного актера — как раз такого, как Максим Суханов — внешне сильного, но способного при этом передать бессилие перед ситуацией...» (Юрий Арабов, автор сценария фильма).

- А иные претенденты на пробах были?

- Боюсь, что вы не знаете этих людей. Главный герой фильма — митрополит, да еще и канонизированный Святой. И первоначальная идея наша была в том, чтобы взять на эту роль неизвестного актера, чтобы популярность и шлейф сыгранных киноролей не мешали зрителю воспринимать Личность на экране. Не самое распространенное сегодня амплуа. Плюс наш герой — человек в возрасте. Пришлось в итоге расширять рамки поиска. И тогда пришла в голову идея позвать на роль Алексия Макса Суханова.

- В «Орде» снимается целое созвездие сильных российских актеров — от Андрея Панина и Виталия Хаева до Алексея Шевченко и Александра Яценко. Но несомненным украшением картины, безусловно, является ансамбль пока неизвестных якутских актеров в монгольских ролях. Долго искали? Как нашли?

- В поисках нужных нам ордынских персонажей ассистенты по актерскому кастингу объездили всю Европу и половину Азии — от Бурятии до Монголии и от Казахстана до Якутии. Основных актеров на главные ордынские роли нашли именно в республике Саха, в Академическом театре драмы имени Ойунского. Честно говоря, я был поражен замечательной актерской школой, существующей в этой республике, самобытностью самих актеров. И мы ведь не то, чтобы сняли «сливки», взяв ведущих мастеров сцены. Песни могу им всем петь. И хочу назвать их имена: Иннокентий Дакаяров в роли хана Джанибека, Федот Львов в роли Темера, Алексей Егоров. Якутия — живой и прогрессивный театральный мир с замечательной режиссурой, развитой республиканской кинематографией и доброй, любящей театр и кино публикой. В принципе, отличных актеров в Сахе реально оказалось гораздо больше, чем мог вместить наш фильм.

- На каком языке в фильме говорят ордынцы?

- По идее должны были на кипчакском. Но он утерян. И наши консультанты филологи посоветовали нам использовать его единственный более-менее современный эквивалент — балкарский язык. Ни один из занятых в фильме актеров до съемок в «Орде» балкарским не владел. Поэтому им всем пришлось заучивать свои роли наизусть. Сыгравший Московского князя Ивана Красного Виталик Хаев учил свои реплики по-балкарски почти два месяца.

Нелирическое отступление № 2. Кстати, Хаев, прочитав сценарий, немедленно сам приехал к Прошкину и с порога заявил: «Андрей, князь это я!» Он очень хотел сыграть эту роль. И позволил гримерам лепить из своего стандартного лица голливудского красавчика. Ведь Красный значит красивый. Три месяца длились только пробы с гримом. Виталий перемерил все парики, бороды и усы на «Мосфильме». Актер уверен, что эту роль «взял измором». И считает это своей большой победой.

- Есть информация, что без настоящего экстрима на съемочной площадке не обошлось?

- Съемки в Астраханской области проходили в условиях невероятной жары — до +50 градусов в тени. Из-за аномально жаркого лета нам пришлось переверстать съемочный график и две недели, пока солнце палило особенно невыносимо, часть сцен мы могли снимать только ночью. Но сложнее всего пришлось, когда началось роение мошкары, а затем «змеиные свадьбы». Обошлось без человеческих жертв. Хотя одного актера из массовки укусил паук-каракурт и тот попал в реанимацию. Наконец, зимние эпизоды пришлось снимать осенью с использованием большого количества искусственного снега. Дожидаться настоящего у нашей съемочной группы не было времени...

Нелирическое отступление № 3. Художником фильма работал Юрий Райский, чью работу зрители уже могли видеть в фильмах «Анкор, еще анкор», «Какая чудная игра», «Бой с тенью», а также в популярных телесериалах «Зал ожидания» и «Бригада». А при записи музыки в студии композитора фильма, музыканта Алексея Айги использовались даже такие немузыкальные предметы, как пустой мусорный бак. Партию барабанов для саундтрека картины записал сам Андрей Прошкин.

«Трагическая наследственность», или Как будущий режиссер грузом для сена работал

- Ваш отец Александр Прошкин — легендарный советский и российский кинорежиссер. А вы по первому высшему образованию — наш коллега, журналист. Это была с вашей стороны такая попытка уйти от судьбы?

- Я уже как-то сказал, что у меня тяжелая и трагическая наследственность, поскольку мой папа — режиссер. И моя учеба на факультете журналистики МГУ - это попытка не моя, а моих родителей (папы в первую очередь) спасти сына от этой тяжелой наследственности. Я сам, как и многие мои ровесники, заканчивающие школу, не имел досточно четких планов относительно своего будущего. Меня интересовало кино. Я был готов поступать во ВГИК. Но отец справедливо сказал: «В 17 лет заниматься кинорежиссурой рано и самонадеянно!»

- Тем не менее, вы не раз говорили, что детство и юность провели в киноэкспедициях с отцом. Ваш переходный возраст совпал с о съемками картин, считающихся программными в фильмографии Александра Прошкина «Михайло Ломоносов» и «Холодное лето 53-го года». Что вы помните о том периоде?

- В восьмом классе на заре перестройки оказаться на Соловках было безумно интересно и даже немножечко сюрреалистично. Такая своеобразная цыганщина. Встреча с такими актерами, как Анатолий Дмитриевич Папанов или Валерий Приемыхов. Жизнь в деревне. О чем еще 14-летний мальчишка может мечтать?.. Помню, к нам пришли местные, пожаловались, что некому убрать сено, и попросили помочь. Отец выделил людей из съемочной группы, включая меня, в помощь колхозникам. Вы же наверняка не знаете, как убирается сено. Сейчас я вам расскажу. Оно сгребается стог. Подъезжает лошадь с привязанной к ней длинной веревкой. Этой веревкой сено обматывают и завязывают. Лошадь трогается, а чтобы стог не рассыпался во время движения, сверху на него сажают ребенка-подростка в качестве груза. Вот я этим самым грузом и работал. Потрясающие и незабываемые воспоминания...

- Могу ошибаться, но самый длинный план в фильмах Тарковского одним кадром — чуть меньше десяти минут. В вашем фильме «Миннесота» двое главных героев-братьев бегут друг за другом больше десяти минут...

- Вы ошиблись. У Андрея Арсеньевича есть и более длинные планы. К тому же у меня пробежка со склейкой, снята монтажно короткими планами. Тем не менее, этот эпизод — лучшее, что я снял в своей жизни, как и сам фильм «Миннесота». Во всяком случае, я так считаю. И несколько коротковат он получился. Будь у меня возможность, я бы дал им еще побегать (улыбается). Это же кульминация фильма. Такая погоня за тем, что ты уже никогда не сможешь догнать.

- У вас есть мечта снять той же командой, которой вы делали «Орду», фильм по очередному сценарию Юрия Арабова «Орлеан». Это что за фильм?

- Если удастся собрать на него денег — увидите. И не пожалеете. Я просто когда читал этот грандиозный сценарий, от восторга подпрыгивал на стуле и бегал по стенам и потолку. Это довольно радикальная история, особенно для российского кино. Необычная, провокационная и вместе с тем абсолютно зрительская.

- Слово «радикальная» в нашей стране ругательное. А быть радикалом при нынешней власти опасно. Не боитесь?

- Радикальная в художественном смысле. Она рассказывает о том, о чем почти все мои картины — о людях, о человеческих мутациях и о надежде на победу светлого начала в человеке. Но это будет не артхаус артхаусович для двух с половиной зрителей, а очень смелое, хулиганское и гротескное кино. Скажу лишь, что один из главных героев — маньяк-убийца...

- В советское время было принято подводить итоги пятилетками. Каковы ваши личные итоги за две пятилетки со времени «Спартака и Калашникова», Андрей Александрович?

- Красным днем календаря я бы свое десятилетие в профессиональной кинорежиссуре делать точно не стал (улыбается). Если конкретно, то еще в «Спартаке и Калашникове» я открыл юную актрису Дашку Екамасову. Нынче Дарья — кинозвезда после того, как снялась у Андрея Смирнова в «Жила-была одна баба». Я горжусь, что открыл ее раньше Андрея Сергеевича. А главный итог — я пока продолжаю существовать в профессии. И пока есть возможность работать. Чтобы там не говорили о фестивальных наградах и кассовых сборах фильмов, как определенном рубеже для кинорежиссера, я полагаю: в нашем цеху главный приз всегда — это возможность делать следующую картину. Особенно картину, которая тебе интересна и которая тебе нравится. Не могу сказать, что у меня все безоблачно в этом направлении. Но какие-то шансы есть. И это главное.

Ярослав Щедров