Говорят, в августе 1997 года первый президент России Борис Ельцин отдыхал в Самарской области на границе с Димитровградом. Отпуск тогдашнего главы государства, мол, был прерван в самом разгаре, и Бориса Николаевича спешно увезли доотдыхать в Карелию. Ни жителям нашего региона, ни соседям в Самаре тогда не сказали правды, а она состояла якобы в том, что ровно 15 лет назад на НИИАРе в Димитровграде случился выброс. Не такой глобальный, как десятью годами раньше в Чернобыле. Но достаточный для того, чтобы потом юные жители Ульяновской области — особенно новорожденные — начали, дескать, страдать проблемами с щитовидкой. Возможный всплеск этих заболеваний российские экологи сегодня связывают именно с августовским выбросом 1997 года. Эту легенду нашему порталу на днях рассказал руководитель энергетических программ российского «Гринписа» Владимир Чупров. А разговор об истории 15-летней давности у нас произошел в связи с недавно возникшей ситуации на НИИАРе. «Росатом» начал активно воплощать на территории атомного центра в Димитровграде свои планы по возведению двух новых радиационных объектов в дополнение к восьми уже имеющимся реакторам.

«Я не собираюсь никого пугать тем, насколько опасны АЭС с опытным реактором СВБР-100 и исследовательским реактором МБИР, о которых идет речь, — признался нашему порталу Владимир Чупров. — Просто приведу факты. Они всплыли в результате проведенной нами летом 2010 года экспертизы реакторов, которых собираются установить в Димитровграде. Чтобы было понятнее, это опытный их тип, наземный вариант подводных образцов, которые уже более сорока лет используются на атомных подводных лодках. И вот вам чистые факты: за все это время три крупные аварии, в результате которых субмарины спасти не удалось. В СВБР-100 используются свинцово-висмутовые теплоносители, которые плохо себя показали в море. Почему же следует ожидать от них чего-то хорошего при наземном использовании? Свинец при расхолаживании агрегата превращается в твердый металл, и любой химик вам скажет, что ничего хорошего в результате такого превращения реактор не ждет..."

Чтобы было понятнее, металл с большой долей вероятности просто порвет любые прочные стенки реактора «как Тузик грелку».

Во-вторых, — продолжает эксперт по энергетике из «Гринпис-Россия», — висмут в нейтронном потоке имеет обыкновение преобразовываться в полоний, который, в свою очередь, обладает отличной проницаемостью, каким бы опять же прочным ни была внешняя оболочка реактора. Так что уже экспериментально доказано, что это во многих смыслах неудачные технологии. К тому же что за необходимость в размещении на территории НИИАРа двух дополнительных мощных машин, если она и так уже перенасыщена реакторами? Как, впрочем, и все Среднее Поволжье — энергоносителями вообще. Даже по закону больше нельзя. Но институт превращают в атомный кластер, что, оказывается, можно сделать, не нарушая никаких законов. Мне в этих ядерных экспериментах над населением видится обычное осваивание бюджетных средств. Хотя, когда год назад мы уже рассекретили эту информацию, в том числе и про 1997-й, и про Ельцина (ведь с проблемой НИИАРа «Гринпис» знаком давно), на нас пытались подать в суд за клевету...».

Мы — умные. Поэтому в начале текста и оговариваемся: «дескать» да «якобы». Эзопов язык, будь он неладен. А если начистоту, то любой эксперт и в «Гринписе», и в Димитровградской общественной организации «Центр содействия гражданским инициативам», которая активно выступает против планов «Росатома» относительно НИИАРа, вам скажет, что того количества полония-210, которое может нарабатываться в свинцово-висмутовом теплоносителе реактора типа СВБР-100, достаточно, чтобы отправить на тот свет все население Ульяновской области. Это раз. Два — одной ложки полония-210 достаточно для того, чтобы умертвить все население среднего моногорода, каковым является Димитровград. Это даже учителя химии в школах знают. Есть еще и три: период полураспада плутония — 24 тысячи лет. Поэтому, случись чего, выбросы новых реакторов в случае размещения их на территории Ульяновской области будут загрязнять радиоактивным изотопом густонаселенное Среднее Поволжье многие века.

Кстати, за последние годы реактор на быстрых нейтронах запустил только Китай. США, Германия, Франция, Япония от них отказались. Не пугаем. Просто предлагаем задуматься. Пока не поздно. Иначе не то, что транзит грузов НАТО через Ульяновск, но даже давняя Чернобыльская катастрофа и более свежая авария на АЭС Фукусима покажутся нам так, щекотанием нервов. Охотно верим в обещанную «росатомовцами» надежность реакторов, вот только человеческий фактор так до сих пор никто и не отменил. С ним в России в целом и в Ульяновске в частности - беда...

Иван Собакин

фото: http://esco-ecosys.narod.ru