Самым светлым, красивым, поучительным и трогательным временем в православном календаре является период Великого Поста и Пасхи.

Зачем и как следует поститься, как часто следует посещать храм и причащаться в Великий Пост, каковы особенности богослужения в этот период? Ответы на эти и другие вопросы читатель сможет найти в сегодняшнем материале, подготовленном на основе нескольких публикаций

Смысл Поста

Великий пост включает Святую Четыредесятницу (первые сорок дней) и Страстную седмицу (шесть дней перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом, Великий Пост длится семь недель.

Великий Пост - важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовки к главному православному празднику - Светлому Христову Воскресению. Большинство людей уже не сомневается в благотворном влиянии поста на душу и тело человека. Пост, правда, как диету, рекомендуют даже светские врачи, отмечая благотворное воздействие на организм временного отказа от животных белков и жиров. Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого».

Пост – это, прежде всего, духовное упражнение, наша малая жертва Богу. Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост - такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим. Так любим ли мы, истинные христиане, Бога? Помним ли, что Он во главе нашей жизни, или, осуетясь, это забываем? А если не забываем, то в чем же заключается эта малая жертва Спасителю нашему - пост? Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений и даже от насущных дел (как понимают жертву католики, иудаисты, язычники), а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога.

Пост - это время служения Богу молитвой и покаянием, когда усмиряются страсти и просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу.

Пост установлен для всех: и монахов, и духовенства, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. При неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств.

Цель поста - искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме. Смысл поста - в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, - наставляет святитель Иоанн Златоуст. - Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления...

Чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане, является крайностью. Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих. От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен.

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

О питании

С точки зрения кулинарии посты делятся на пять степеней, установленных Церковным уставом. Первый - сухоядение - вкушение продуктов без растительного масла, не прошедших термическую обработку (например хлеб, свежие, сушеные и квашенные овощи, фрукты и т.п.). Второй - варение без елея - вареная пища без растительного масла (вареные овощи, каши, постные супы и т.д.). Разрешение на вино и елей - позволяется употребление вина, растительного масла в необходимых количествах для укрепления сил постящихся. Разрешение на рыбу - в определенные дни, кроме разрешенных в пост продуктов, также допускается употребление в пищу рыбы и других морепродуктов. Полное воздержание от пищи устанавливается в определенные дни поста (первые два дня поста и великая пятница перед Пасхой), но не является обязательным условием для всех.

Общее правило - во время Великого поста нельзя вкушать скоромные продукты, то есть пищу животного происхождения (мясо, яйца, молоко и другие). Различные требования по Уставу предписываются к разным дням поста. В среду и пятницу – запрет на вареную пищу (сухоядение); в субботу и воскресение разрешаются постное масло и вино; в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) позволяются рыба и морепродукты. В Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения) разрешается есть рыбную икру. Во все остальные дни в пищу рекомендуются продукты, разрешенные в употребление Великим постом.

Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя - Страстная седмица - наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой недели поста церковным уставом рекомендуется полное воздержание от пищи. В современной практике поста в дни, которым уставом предписывается сухоядение, допускается вкушение вареной пищи по согласованию со священником. Что касается полного воздержания от пищи, то это не является строгим и обязательным условием для всех постящихся, а должно совершаться по мере сил и также обязательно по благословению священника.

Невозможно установить единую строгость поста для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. К посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост (это следует делать по благословению священника). Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу.

В молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно придерживаться такого пост, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого.

О духовном

Для каждого человека время проведения Великого поста индивидуально распадается на множество его особенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но, тем не менее, можно выделить некоторые общие для всех направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост. Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, что мы много работаем, сокращаем молитвенное правило, пораньше уходим с богослужения, - у каждого наберутся такого рода саможаления, - то Великий Пост следует начать с того, что все эти попущения, проистекающие из саможаления к себе, пресечь.

Очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно - на будничных богослужениях. По мере возможности каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост, несмотря на жизненные обстоятельства - работу, учебу, житейские попечения, - выбраться на будничные великопостные службы. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов говением и исповедью и достойно причаститься святых Христовых Тайн. Во время Великого поста исповедуются и причащаются как минимум один раз, однако можно постараться поговеть и принять святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной - в Великий четверг.

По материалам пресс-службы Симбирской и Мелекесской епархии