Сегодня мэр Ульяновска Александр Пинков подал в отставку. Причиной отставки называют провал «Единой России» в Ульяновске на выборах 4 декабря и натянутые отношения Пинкова с губернатором Морозовым. Хотя Пинков, по сути, был назначенцем Морозова. Нового мэра будет избирать ГорДума из своего состава. Самый вероятный кандидат – Василий Гвоздев.
«Козлы отпущения» и механизм самоуничтожения
Пинков стал не единственным «козлом отпущения» из глав муниципалитетов, которого обвинили в оглушительном провале «Единой России». Сегодня в областном правительстве с 15.00 до 17.00 прошло совещание губернатора с главами муниципальных образований региона. На этом совещании Сергей Морозов предложил всем руководителем штабов и главам муниципалитетов, где «ЕР» набрала меньше 50%, написать заявление об отставке. Сам Морозов, по словам нашего источника в правительстве, подал такое заявление два дня назад в администрацию президента: «Сейчас Морозов в Москве и завтра будет решаться его судьба», - рассказывает высокопоставленный источник в обладминистрации.
Незадолго до выборов губернатор потребовал отставки главы Сенгилеевской района Раниса Маллямова, а сразу после выборов та же участь постигла руководство Инзенского района Александра Макарова и Старомайнского района – Сергея Галанта.
По мнению кремлевского политтехнолога Льва Павлючкова, Морозов своими действиями запустил механизм политического самоуничтожения: «Шакалы загрызли бурого медведя. Теперь никто не захочет отвечать за ход президентских выборов в Ульяновске, а это грозит неминуемым провалом. А провал на президентских выборах уже чреват для губернатора».
«Пинков мог стать жертвой интриг
городской и областной политтусовки»
Политолог Николай Васин говорит, что ожидал такого исхода: «Я ожидал, что Пинкова могут сделать виновным за результаты выборов, но считаю, что вина его здесь относительна. Он не главный виновник. Да, городская власть что-то делала неудачно, какие-то ее действия вызывали раздражение у населения, но это ни в коей мере не могло стать причиной провала «Единой России». Низкий рейтинг партии сегодня вполне объективен и вполне соответствует тем цифрам соцпрогнозов, которые проводили ранее. Рейтинг партии по итогам выборов состоит из двух моментов: из реальных дел, которые проводились ей за 4 года, и технологий, применяемых в период избирательной кампании штабом. К «Единой России» у населения накопилось много вопросов и претензий. Они-то и вылились в результат.
Сегодня Пинкову хотят повесить раздражение людей за счет неудачных действий, связанных с благоустройством города. Но кто-то не увидел или не хочет видеть в этом главные причины. Скажу, что избирательная кампания ульяновских единороссов была организована из рук вон плохо, и в этом главный провал партии власти. Нельзя исключать, что Пинков мог стать жертвой каких-то интриг городской и областной политтусовки.
Недостаток работы городской власти в том, что она это делала по своему усмотрению, как она считает нужным, зачастую игнорируя мнение общественности. Но самое слабое звено в деятельности Александра Пинкова - информационное сопровождение и слабая команда руководителей».
«Вот Силкину, сам Бог велел - написать заявление»
Председатель Общественной палаты Ульяновской области, доктор политических наук Нина Дергунова считает, что за провал «Единой России» в Ульяновске должен отвечать не только Пинков: «Думаю, Александр Петрович осознает, что не все получается у него в должности мэра, не удалось привести к победе Единую Россию и на выборах. Скажем прямо, результаты партии в городе во многом оказались такими низкими из-за того, что город каждый день спотыкался работу Пинкова. Я не скажу, что он работал очень плохо. Возможно, когда весной город зацветет, мы увидим и оценим по-другому его работу. Но скажу лишь одно, власть не должна врать людям. Приведу лишь один пример: Иваненко на заседании Общественной палаты по благоустройству сквера Гончарова заявлял, что они учтут все пожелания граждан и не будут вырубать сирень. В итоге мы получили обратную картину. Да, возможно общественность не всегда права, но с ней надо считаться или доказывать свое мнение.
Александр Петрович - бизнесмен, привыкший за долгие годы работы принимать единоличные решения. Так же он пытался руководить городом будучи мэром.
Из разговоров с ним я поняла, что он искренне желает благоустроить Ульяновск, болел за это душой. Мне жаль, что Александр Петрович уходит со своей должности. Но с точки зрения политической, Пинков сделал все совершенно правильно. Это нормальная практика: если мэр - член партии и город показал плохие результат этой партии, то он должен уйти. Не знаю, сам ли он написал заявление или кто ему подсказал…
Вот Силкину, сам Бог велел написать заявление. Но вообще, я много уже раз говорила: за три месяца до выборов команду не меняют. Это была главная ошибка «Единой России» в Ульяновске».
«Мэрская неожиданность»
Все представители региональный элиты, комментируя отставку Пинкова, в один голос говорят, что такого поворота событий они не ожидали.
- Вот это фокус! – воскликнул экс-мэр Ульяновска Сергей Ермаков, узнав новость от корреспондента 73online.ru.
- Как вы считаете, Пинков написал заявление по политическим соображениям, или все-таки из-за того, что не все получается у него в должности мэра?
- Думаю, он обижен сам на себя за то, что выборы оказались для ЕР провальными, хотя, может он это сделал в пылу, а завтра остынет и передумает, - предположил Ермаков.
Депутат Ульяновской городской думы Геннадий Бударин тоже удивлен столь резким решением мэра. Еще больше удивлен от того, что никто из депутатов Гордумы об этом ничего не знает, а узнают из твиттера:
«Мое мнение то, что крайним за результаты «Единой России» на выборах сделали Пинкова необъективно. Проводить выборы и отвечать за их результаты - это не прерогатива Пинкова. У партии был штаб, который оказался очень слабым. Это надо признать: не было работы с населением, агитационно-пропагандистская работа вообще не велась, не должным образом и неграмотно были задействованы медиресурсы. Но ведь Пинков не организовывал структуру штаба, не он набирал этих людей и не он им давал указания!
Что касается его деятельности в должности градоначальника, то нужно признать, что при нем город стал лучше. Он только сейчас стал понимать, как управлять городским хозяйством, и все пошло лучше. Полтора года назад он был чистый «технарь», менеджер автозавода, бизнесмен. За время, которое прошло с его избрания - он научился вести городское хозяйство. Взять хотя бы недавний снегопад - проблем с уборкой города не было. Сегодня гололед - все дороги в городе уже политы реагентами. Город стал чище, благоустроенней, светлее, делается ремонт... Я вижу позитивные изменения и, думаю, Александр Петрович поторопился с увольнением. А назначение мэра из числа депутатов я всегда считал неправильным. Руководить городом должен хозяин. Пинков этим хозяином стал».
«Пинкову отрезают пути для отступления»
Один из лидеров регионального отделения «Справедливой России» Николай Доронин cчитает увольнение Пинкова общероссийской тенденцией и удивляется тому, как быстро избирком вбросил это заявление в прессу. Стоит предположить лишь одно: чтобы отрезать все мосты, и чтобы у Пинкова не было возможности сделать шаг назад. Вся эта ситуация очень неприятна. Всем понятно, что Пинков выборами не занимался, а значит, не должен нести такой ответственности - вплоть до увольнения. Как глава города, он стал работать заметно лучше. Да, раньше были ошибки, но сейчас Ульяновск становится благоустроенней, современней. Много позитивных изменений.
Считаю, что политику нельзя смешивать с работой. Да, если были какие-то плохие показатели по работе, то тогда конечно. Но особых провалов в работе Александра Петровича не было».
Кто станет новым главой города?
Согласно уставу города, нового главу будут избирать не горожане, а депутаты ГорДумы. Глава города избирается Городской Думой из своего состава на заседании Городской Думы тайным голосованием большинством голосов от установленной численности депутатов - сроком на 5 лет. При этом, глава города будет еще и исполнять полномочия председателя Городской Думы. Самым вероятным претендентом на пост главы является нынешний председатель ГорДумы, политик с неоднозначной репутацией Василий Гвоздев.
Корреспонденту 73online.ru удалось дозвониться до Гвоздева, но он отказался от комментариев, сославшись на то, что впервые слышит новость об отставке Пинкова.
Всеми хозяйственными функциями в городе будет заведовать так называемый сити-менеджер, которого будут нанимать на работу все те же депутаты по итогам специального конкурса.
Политолог и политтехнолог Константин Калачев полагает, что новая схема управления Ульяновском приведет к росту коррумпированности городских властей: «Я сторонник прямых всенародных выборов мэра, потому что система «сити-менеджеров» нигде себя не оправдала. Обычно к ней прибегают, если слабая власть не способна легитимным путем провести выборы в свою пользу. Например, такая схема управления сейчас обсуждается в Иркутской области в Ангарске после того, как «Единая Россия» проиграла в Иркутске и Братске, - приходиться применять вот такой маневр. «Сити-менеджер» - зависимая фигура и зависит он от той группы, которая назначила его, от их клановых и бизнес-интересов. «Сити-менеджер» становится по сути «временщиком». Если всенародно избранный мэр может как-то укорачивать аппетиты депутатов, то «сити-менеджер» абсолютно несамостоятельная фигура, и в итоге рушится система сдержек и противовесов, а об интересах горожан забывают».
Текст: Сергей Красильникова, Ирина Казакова, Александра Скворцова
Справка «73online.ru»
14 марта 2010 года в Ульяновске прошли последние прямые всенародные выборы мэра, нового главу его будут выбирать депутаты ГорДумы.
Согласно уставу, глава города осуществляет следующие полномочия:
1) представляет муниципальное образование «город Ульяновск» в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Ульяновска;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Городской Думой;
3) издаёт в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания Городской Думы;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области;
6) в порядке, установленном решением Городской Думы награждает от лица муниципального образования «город Ульяновск» наградами, вручает удостоверения Почётного гражданина города Ульяновска;
7) инициирует проведение публичных слушаний и принимает решение о назначении публичных слушаний, проводимых по его инициативе; принимает решение о назначении публичных слушаний при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки, проекта решения о внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки; принимает решение о назначении публичных слушаний по проекту годового отчёта об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» и по проекту бюджета муниципального образования «город Ульяновск»;
8) обращается в суд с заявлением о назначении местного референдума в случае, если местный референдум не назначен Городской Думой в установленные сроки;
9) направляет на согласование проект генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, Правительство Ульяновской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с городским округом;
10) определяет периодическое печатное издание для публикации сообщений о приёме заявлений о предоставлении в аренду находящихся в муниципальной собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
11) определяет периодическое печатное издание для публикации извещений о проведении аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, либо по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, для жилищного строительства;
12) определяет периодическое печатное издание для публикации извещений о проведении аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений;
13) даёт письменное разрешение на принятие муниципальным служащим наград, почётных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций;
14) обеспечивает взаимодействие Городской Думы с общественными объединениями, политическими партиями, средствами массовой информации, иными субъектами гражданского общества на территории муниципального образования «город Ульяновск»;
15) организует в пределах своих полномочий контроль за выполнением решений Ульяновской Городской Думы;
16) заключает с Главой администрации города контракт на основании решения Ульяновской Городской Думы по результатам конкурса на замещение указанной должности; обращается в суд с заявлением о расторжении контракта с Главой администрации города в связи с нарушением им условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;
17) осуществляет организационное обеспечение деятельности Ульяновской Городской Думы и депутатов, осуществляет руководство подготовкой заседания Ульяновской Городской Думы, созывает и ведёт заседания Ульяновской Городской Думы в соответствии с Регламентом Городской Думы, доводит до сведения депутатов Городской Думы и населения городского округа место и время их проведения, подписывает протоколы заседаний Городской Думы;
18) руководит аппаратом Городской Думы на принципах единоначалия, осуществляет приём на работу и увольнение сотрудников аппарата в соответствии с действующим законодательством;
19) в пределах полномочий открывает и закрывает в соответствии с действующим законодательством лицевые счета Городской Думы в органах казначейства, распоряжается средствами по этим счетам, подписывает финансовые документы;
20) распоряжается средствами по расходам, предусмотренным в бюджете города на содержание и обеспечение деятельности Городской Думы и её аппарата;
21) от имени Городской Думы подписывает документы (обращения, исковые заявления, жалобы, отзывы и т.д.), направляет их в суды Российской Федерации, прокуратуру, иные правоохранительные органы, выдаёт доверенности на представление интересов Ульяновской Городской Думы;
22) утверждает штатное расписание аппарата Ульяновской Городской Думы;
23) оказывает содействие депутатам Городской Думы в осуществлении ими депутатских полномочий;
24) вносит на утверждение Городской Думой структуру Городской Думы;
25) принимает меры по обеспечению гласности и учёту общественного мнения в работе Ульяновской Городской Думы;
26) ведёт приём населения, организует в Городской Думе приём граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
27) решает вопросы трудовых отношений с депутатами, работающими в Городской Думе на постоянной основе, и работниками аппарата Городской Думы в соответствии с трудовым законодательством и иными федеральными законами и законами Ульяновской области;
28) координирует деятельность комитетов, депутатских групп;
29) обращается к Главе администрации города с предложением о внесении изменений в генеральный план города;
30) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, законами Ульяновской области, настоящим Уставом.
В России мэр избирается депутатами представительного органа из своего состава в 19-ти административных центрах: Тюмень, Рязань, Сыктывкар, Брянск, Махачкала, Псков, Смоленск, Курск, Тамбов, Тверь, Кызыл (Республика Тыва), Владикавказ, Ижевск, Йошкар-Ола, Киров, Пенза, Саранск, Саратов и Уфа.
Прямые всенародные выборы мэра города есть в 54 административных центрах: Хабаровск, Архангельск, Барнаул (Алтайский край), Калуга, Новосибирск, Владимир, Ставрополь, Ярославль, Мурманск, Красноярск, Омск, Великий Новгород, Краснодар, Волгоград, Томск, Вологда, Воронеж, Южно-Сахалинск, Липецк, Иваново, Благовещенск (Амурская область), Якутск, Чита (Забайкальский край), Кострома, Кемерово, Петропавловск-Камчатский, Оренбург, Иркутск, Биробиджан, Магадан, Тамбов, Улан-Удэ (Республика Бурятия), Петрозаводск (Республика Карелия), Салехард (Ямало-Ненецкий АО), Горно-Алтайск (Республика Алтай), Ханты-Мансийск, Владивосток (Приморский край), Екатеринбург (Свердловская область), Благовещенск, Чебоксары, Орёл, Челябинск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Абакан (Республика Хакасия), Самара, Астрахань, Казань, Элиста (Республика Калмыкия), Белгород, Майкоп (Республика Адыгея), Горно-Алтайск (Республика Алтай), Биробиджан (Еврейская автономная область), Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ)