Ульяновец Михаил Богатырёв стал победителем всероссийского конкурса молодых архитекторов «Архитектурный образ России». Премию в 75 тысяч рублей от областного правительства он получил за проект реконструкции парка Дружбы народов. В узких кругах работа Михаила Богатырёва уже встретила множество противоречивых откликов, несмотря на то, что претворять в жизнь фантазии архитектора градостроители, похоже, не собираются. Широкой общественности проект представят 27 августа, на ежегодном фестивале ландшафтной архитектуры «Симбирский семицвет».

Закрытие Всероссийского конкурса будет проходить в Ульяновске. Из громкого события это обещает превратиться в событие скандальное, потому как опять затронули больную тему - судьбу волжского косогора и заброшенного советского парка.



Наш местный кремль

По проекту Михаила волжский косогор должен превратиться во множество смотровых площадок, где будут располагаться прогулочные дорожки, кафе, рестораны и спортивные площадки. Бетонные выступы на склоне, по мнению автора, - это логическое продолжение существующего архитектурного облика - площади и Мемориального центра. Основные улицы будут выходить на смотровые площадки, а удобная система воздушных лифтов позволит без труда спускаться к самому склону парка. «С Волги город будет выглядеть одновременно урбанизированным и вписанным в природный ландшафт, ведь по проекту - минимум вырубки деревьев», - комментирует Богатырёв.

Постмодернистский стиль молодого архитектора оцениложюри конкурса, но не жители города. Фотографии проекта, выложенные в Сеть, комментировали так: «много бетона», «и тут плитка», «удобные площадки для пивнушек и неживописные - дляпрогулок». Председатель Госэкоконтроля Константин Долинин назвал смотровые площадки нагромождениями и отметил, что они гораздо лучше вписались бы в склон у «политеха», гармонируя с такой же постмодернистской «Тарелкой»: «Парк Дружбы народов - это наш местный кремль, к нему нужно относиться бережно, как к святому месту, а не бесконечно экспериментировать».

Другое время, другие бренды

Кстати, о «святом». Барбарисовая надпись «Ленин», единственное, что сохранилось в отличном состоянии со времени возведения парка Дружбы народов, по проекту Богатырёва со склона исчезла. Автор легко обосновывает, почему решил избавиться от исторической визитной карточки Ульяновска: «Этов советское время имя Ленина прочно ассоциировалось с городом, а сейчас другое время, другие бренды. Будь моя воля, я бы подумал и над переименованием парка, ведь союзных республик уже не существует и восстанавливать эту идею нет смысла». Убеждения Богатырёва, как ни странно, идут вразрез с идеями местных организаторов конкурса. «Было представлено много интересных работ. Идея дружбы народов остаётся центральной, и мы это всячески приветствуем. Скоро состоится совместное заседание Экологической палаты, единого строительного областного совета, совета по культуре с участием общественности, где на повестке будет стоять только один вопрос - вопрос реконструкции парка Дружбы народов. Будем рассматривать все проекты и в первую очередь - проекты-победители, - рассказывает директор департамента архитектуры и градостроительства Татьяна Тарасова. - Победитель не поддержал идею дружбы народов, но это его взгляд. Организуя конкурс, мы как раз хотели увидеть свежие решения».

Бумажные проекты

Четырнадцать идей реконструкции представили судьям молодые архитекторы. Предлагалось превратить склон и в большой туристический комплекс с дендропарком, и в космопарк, и во фрегат «Паллада».
Сама идея не нова - разговоры о реконструкции парка сталивестись ещё в начале века. Громко рекламировали Ленинлэнд иНациональную деревню. Правда, дальше чертежей и их обсуждения дело не пошло. Даже простое восстановление ландшафта не смогли довести до конца. Студенты Ульяновского училища культуры под руководством ландшафтного дизайнера Ларисы Семёновой принялись было разбивать клумбы, подстригать кусты и траву, восстанавливать дорожки, но в один прекрасный день дали команду «Отбой!» и работы прекратились. С 2007 года на полках Семёновой пылятся эскизы участков парка, которые было очень легко технически воплотить в жизнь и при сравнительно небольшом финансировании.

Дальше зашёллишь проект «Ленинские горки»: сначала своими высокими ценами
на услуги, затем - скандальным закрытием. Сегодня фуникулёр неподвижен, а на лыжной базе висит баннер «Сдаётся в аренду». Станет ли проект Михаила Богатырёва (или его коллег) реальностью, а не останется очередной «фантазией на волжском косогоре», как уже окрестили подобные проекты в местных СМИ? Сам Михаил на этот вопрос ответить не готов: «Я лишь автор, а не спонсор и не подрядчик. Если поступят конкретные предложения, яс удовольствием буду заниматься дальнейшим проектированием». Уклончиво отвечают на вопрос и в департаменте, ограничиваясь осторожными высказываниями: «рассмотрим», «обсудим», «поддержим молодых архитекторов». А ведь Ульяновская область явилась партнёром всероссийского конкурса молодых архитекторов, не только выставив свои номинации, но и вложив «партнёрские» бюджетные деньги - два миллиона рублей. При таком раскладе, не слишком ли дорогая цена за «фантазии»?

Проблема - глубоко

Есть такое понятие: «экологичность мечты». Как поясняют психологи, задумывая что-то реализовать, важно проверить свою мечту на ее чистоту для себя и для других. При всём желании архитекторов, инвесторов и правительства воплотить мечты на волжском косогоре в жизнь, это невозможно будет сделать, не вложив предварительно несколько миллиардов рублей в ремонт дренажной системы. Много говорил об этом во время строительства Ленинских горок бывший главный эколог Андрей Салтыков: «Парк внешне очень красив, а внутри зреет оползень, эта проблема не видна даже многим специалистам. Те, кто в своё время закладывал парк, не предполагали, что обслуживать систему противооползневой защиты будут не всегда так же щедро, как в советские годы. Прошло несколько десятилетий, под воздействием некоторых гидрогеологических факторов система противооползневой защиты, в том числе и дренажного водоотведения, пришла в негодность и требует капитального восстановления. Для этого нужно снять весь растительный и дренажный покров». Эту информацию подтвердил и сегодняшний председатель Госэкоконтроля Константин Долинин: «На карте системы дренажей, обеспечивающих устойчивость косогора, видно, что это не линейные сооружения, не трубы в пределах одной зоны, а это сложная капиллярная сеть огромной площади».
«Каждые 30-40 лет нужно ремонтировать дренажную систему. Оползни здесь происходят с периодичностью в 50-60 лет, последний был в 1955 году. Если, игнорируя это, ещё и начать на склоне крупное строительство, то катастрофа неминуема. Всё сползёт вниз: и Мемцентр, и педуниверситет, и филармония», - об
этом уже который год предупреждает геолог Иван Мирошников. Получается, что даже советская идея заложить парк Дружбы на века - изначально провальная. Он никогда бы не стал старым, древним парком. Каждые 40 лет приходилось бы вскрывать огромнейший слой земли, чтобы отремонтировать внутренние коммуникации. На этом месте экосистема всегда будет омолаживаться. Колоссальные деньги придётся тратить области и стране, чтобы как бы то ни было эксплуатировать волжский косогор. Поэтому, по мнению противооползневого специалиста Валентин Кочергина, в наших экономических условиях лучшая судьба для волжского склона - это лужайка.

Екатерина Нейфельд

"Ульяновская правда"