Судьбу трех трамвайных маршрутов, следующих через центр города и соединяющих четыре городских района, сегодня решили всего за полчаса. Резолюция, вынесенная депутатами гордумы - демонтаж трамвайных путей. Трамваи №2, 4, 4Р уже с середины мая будут следовать через Дамбу. Их место на улицах Ленина, Советская, Радищева, Р.Люксембург займут автобусы малой и средней вместимости «BAW STREET».
Мнением ульяновцев никто из разработчиков данного проекта не интересовался, как и не просчитывал экономическую эффективность. Впрочем, это уже не важно: приговор вынесен окончательно.
Кто бы подумал, что за вопросом, стоявшим сегодня на повестке дня Ульяновской городской Думы и звучавшим (дословно) «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 24.11.2010 г. № 122 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» скрывается скандальное предложение ликвидировать трамвайное движение через центр города. Депутат гордумы эсер Геннадий Антонцев – единственный, проголосовавший против принятия данного решения, говорит, что до последнего не знал, что скрывается за этой, казалось бы, безобидной формулировкой. «Меня настораживает тот факт, - говорит г-н Антонцев, - что мы уже дважды за последние дни от исполнительной власти узнаем о серьезных намерениях чисто случайно. Вчера тоже чисто случайно узнали о предложенном мэрией плане приватизации муниципальных предприятий «Ульяновская городская сеть», «Ульяновскводоканал», «Городской теплосервис», «Теплоком», «Инженерный центр «Экспертиза технических устройств на опасном производственном объекте» и «Парк культуры и отдыха «Винновская роща».
Данный приговор затрагивает десятки тысяч ульяновцев, ежедневно пользующихся этим видом транспорта. По пути следования трамваев №2, №4 и 4Р расположены десятки социально важных объектов: БСМП, травмпункт, Детская областная больница, политехнический и педагогический университеты… В ближайшее время ульяновцам предстоит добираться до больниц, места работы или учебы на маршрутных такси. Причем, многим – с пересадками.
Причина таких глобальных изменений в движении городского транспорта - строительство развязки в северной части города. По мнению председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Константина Иваненко «когда развязка будет готова – почти 15 тысяч автомобилей последуют в Новый город из центра по новому мосту. Для этого необходимо увеличить пропускную способность автодорог улиц Ленина, Советская, Радищева, вплоть до ул. Р. Люксембург».
Расширить улицы не возможно – справа и слева в районе этих улиц ведется строительство элитных коттеджей, а вот демонтировать или закатать в асфальт (это намного дешевле) трамвайные рельсы – вполне реально. Тем более, что они занимают 60-70% площади дорожного полотна. Впрочем, городские власти не оставили ульяновцев один на один с транспортной проблемой, предложив альтернативу - автобусы малой и средней вместимости «BAW STREET».
«Побеспокоились» городские власти и о МУП «Ульяновскэлектротранс». «Выпадающие доходы предприятия не превысят 1%, - уточнил г-н Иваненко. - Кроме того, освободятся резервы вагонов, уменьшатся расходы на замену оборвавшихся электропроводов, что позволит уменьшить затраты предприятия». О том, что придется сокращать людей, - чиновник промолчал.
Не промолчал депутат гордумы и руководитель МУП «Ульяновскэлектротранс» Алимжан Абубекяров.
- Почему деньги направляются только на автобусы? Необходимо развивать и поддерживать электротранспорт, им пользуется сотни тысяч ульяновцев. Да, он дотационный, но у него есть немало преимуществ. В других городах власти уже это поняли и поддерживают. В 2008 г, когда городской бюджет составлял всего 5 млрд. рублей на поддержание работы «Ульяновскэлектротранса» было выделено почти 240 миллионов. Почему при сегодняшнем бюджете в 8 млрд – предприятию выделили всего 60 миллионов? Ну давайте вообще закроем «Ульяновскэлектротранс», если вы возьмете на себя такую смелость и ответственность».
Единственными из депутатов, поддержавшими своего коллегу, стали эсер Геннадий Антонцев, который попросил не политизировать тему, а также два единоросса Григорий Каленов и Марина Беспалова, которая накануне отстаивала «Водоканал» и другие муниципальные предприятия от приватизации.
- Какова себестоимость перевозки одного пассажира и сколько необходимо средств из городского бюджета, чтобы компенсировать проезд льготникам при замене трамваев, - задался вопросом Каленов.
- Вклад городского бюджета будет происходить в виде закупке этих автобусов. Деньги уже выделены – конкурс прошел, - ответил Иваненко.
- Я категорически против поспешного принятия решения по данному вопросу, - парировала Беспалова. – Экономическая сторона этого вопроса не просчитана, нет никакого сравнительного анализа эффективности пассажирских перевозок на трамваях и автобусах. Давайте мы возьмем тайм-аут и все просчитаем: платежи за окружающую среду включим, которые придется платить за автобусы, себестоимость проезда, содержание автобусов и прочее, и просчитаем то же самое по электротрансу. Не забывайте, - продолжала возмущаться г-жа Беспалова, - электротранс, - экологически чистый транспорт, а сегодня об экологической обстановке говорят много, но мало делают. Вы сначала расчет дайте что эффективнее и целесообразнее: один одно говорит, другой – другое.
У нас сегодня много маршрутных такси – уберите их по движению трамваев маршрутов – экономика сразу повысится и пассажиропотоки вырастут. А пробки создают не трамваи, а маршрутки. И вы об этом прекрасно знаете, - обратилась она к Иваненко.- Я же не говорю о качестве работы маршрутных такси. К сожалению, сегодня мы думаем о том, что построим развязку на мосту и откроем дорогу, а не о том как мы будем оказывать населению услуги по обеспечению транспортом. Из вашего письма, - продолжала Беспалова, - я этого не увидела. Один пример – микрорайон Репино. Как ввели трамвай №4Р – у меня проблема транспортная сразу снялась, а до этого мой депутатский день начинался и заканчивался звонками с жалобами на невозможность оттуда уехать. У нас студенты ездят в политех и в пед.. Они будут с двумя пересадками туда добираться? Вы посмотрите сколько там бюджетных учреждений. Да мы только в июле эти автобусы получим, а разбирать трамвайные пути собрались в мае!
Кроме того, приказ Президента от 9 февраля 2011 года обязывает обсуждать все подобные вопросы, которые касаются федеральных, конституционных прав граждан, публично. Поэтому если вы не хотите это обсуждать с населением – берите сами на себя всю ответственность за последствия!
Речь единственной в гордуме женщины-депутата оказалась эмоциональной, но это нисколько не повлияло на принятие окончательного решения: 23 депутата проголосовали «За», 1 – «против» и 4 – воздержались. Оно и понятно, депутаты на трамваях не ездят.
Что скажет общественность?
Текст: Ирина Казакова