В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.» и в целях стабилизации обстановки с аварийностью и снижения уровня дорожно-транспортного травматизма управлением Госавтоинспекции УВД по Ульяновской области осуществляется целенаправленная работа по внедрению в процесс контроля за соблюдением участниками дорожного движения ПДД комплексов фото - и видеофиксации.

В сфере надзора за обеспечением безопасности дорожного используются 22 единицы передвижных комплексов для фотофиксации нарушений скоростного режима, работающих в автоматическом режиме,

с помощью которых выявляются нарушения Правил дорожного движения.

Кодексом Российской федерации об административных правонарушениях предусмотрен определенный порядок привлечения граждан к административной ответственности: в соответствии со статьей 2.6. КОАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Они могут быть освобождены от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в их сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Для того, чтобы административный материал был переоформлен на другое лицо, владельцу транспортного средства необходимо представить доказательства своей невиновности в совершении административного правонарушения путем обеспечения явки лица, управляющего транспортным средством на момент совершения правонарушения при условии согласия последнего с предъявленным нарушением. В этом случае постановление в отношении собственника транспортного средства прекращается по пункту 2 части 1. статьи 24.5 КоАП РФ, а в отношении лица, управляющего транспортным средством в момент нарушения, выносится постановление о привлечении его к административной ответственности.

В нем указывается код материала, идентификаторы материала и прибора, выявившего нарушение ПДД, фото государственного регистрационного знака транспортного средства, а также место, время, причина фиксации, данные владельца и вид нарушения.

Рассылка постановлений производится заказным письмом с уведомлением лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, штраф должен быть им оплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу.

Таким образом производится процедура привлечения к административной ответственности водителей, нарушения которых зафиксированы при помощи приборов фото- и видеофиксации. За три месяца 2011 года посредством автоматики привлечено к административной ответственности 1963 нарушителя.

Исходя из опыта субъектов Российской Федерации установка одного стационарного комплекса фотофиксации нарушений Правил дорожного движения, работающего в автоматическом режиме, заменяет по количеству выявленных нарушений ПДД четырех инспекторов дорожно-патрульной службы и снижает аварийность в среднем на 25-30%.

В текущем году для подразделений ГИБДД ожидается поставка еще 7 передвижных комплексов фотофиксации нарушений скоростного режима, работающих в автоматическом режиме.

За годы действия Федеральной целевой программы в Ульяновскую область поступило около 30 приборов фото - и видеофиксации, в рамках областной – ни одного.

В 2011 году из бюджета Ульяновской области выделено 5 млн. рублей на организацию Центра видеофиксации административных нарушений в области дорожного движения.

За счет средств бюджета МО «Барышский район», в рамках районной программы «Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области в 2007-2012 годах» в г. Барыше установлен один стационарный комплекс фотофиксации нарушений Правил дорожного движения и центр обработки информации, полученной посредством фотовидеофиксации.

При фиксации нарушений видеокамерами исключается контакт водителя и сотрудника ДПС, что исключает субъективный подход к разбору правонарушения, - «перед камерой все равны», не допускается проявления коррупционности. При механической обработке «от начала до конца» не предоставляется возможным исключить из списка нарушителей «VIP- персон», а качественные фотодокументы не оставляют места спорным ситуациям.

Пример европейских государств и многих субъектов Российской Федерации доказывает, что использование комплексов, позволяющих в автономном режиме фиксировать допущенные гражданами нарушения Правил дорожного движения, является одним из наиболее действенных путей решения проблем аварийности на наших дорогах.