Главу Цильнинского района Ханяфи Рамазанова можно назвать политическим долгожителем. Рамазанов «пересидел» ни одного губернатора. Знает, как правильно выстраивать отношения с властью и простыми людьми. Глава Цильнинского района считает себя богатым и счастливым человеком. Ханяфи Рамазанов поделился с «73 online» секретами политического долголетия и своими планами на будущее.

Рабочий кабинет Главы Цильнинского района предельно скромный. Из «украшений» - только портрет Президента и всевозможные грамоты.

- Ханяфи Валиевич, что-то вы совсем не похожи на одного из самых богатых людей области. Костюм достаточно скромный, галстук не от «Версаче»…

-Знаете, я наверное скажу довольно банальную и нескромную вещь - не одежда красит человека, а человек одежду. А если серьезно, то к своему внешнему виду всегда относился довольно равнодушно. У нас в семье принято, что о моем костюме больше думает моя жена.

- Кстати, о женщинах. Поговаривают, что вы окружили себя настоящим «женским царством». Якобы, симпатичные женщины вашей администрации вам смотрят в рот и на лету выполняют все указания…

- У меня в администрации работает больше женщин, чем мужчин. С ними работать легче, женщины очень редко предают, и это я очень ценю. По поводу того, что «смотрят в рот» - ерунда. Знаете, какие у нас споры иногда бывают?! Я, как правило, выслушиваю все мнения, потом ночь думаю. Утром снова совещаемся и принимаем решение. Я бы сказал, что сейчас мужчины стали слабее женщин. На женщинах держится сегодня Россия.

-Ханяфи Валиевич, как вам удалось столько времени удержать власть в руках, наверное, конкурентов-то много было?

- У меня есть правило, которое всегда срабатывает против всех конкурентов - я просто люблю народ, и люди это чувствуют. Поэтому, если честно, то не воспринимаю своих сегодняшних оппонентов всерьез.

- У вас есть преемник?

- У меня есть несколько преемников, кандидатуры которых я рассматриваю. Я столько лет отдал району, что не могу его передать в «плохие руки». Мой преемник должен быть не только молод и быть, хорошим профессионалом, но и обязательно любить землю, на которой живет. Таких, к сожалению, немного.

- Скажите, кто, по вашему мнению, был наиболее сильным губернатором Ульяновской области?

- Горячев был очень дельный человек. Что называется от «сохи». Знал области все, вникал в малейшие детали. У него, как и у всех были недостатки, но человеческие и профессиональные достоинства их перекрывали. Фролыч - понимал людей, потому что сам был из «глубинки».

Шаманов был профессиональным военным, настоящим мужиком… Но взялся не за свое дело. Поэтому и в окружении не смог разобраться, и со СМИ не сумел работать, областную экономику «завалил». Мне, как главе района, легче всего работать с Морозовым. У него есть одно большое достоинство - он умеет слушать людей и учиться. Большой плюс Морозова, это и то, что он умеет расставлять приоритеты. Умеет сказать «Нет», когда это действительно надо, умеет быть жестким, умеет признавать, если был не прав. И хотя я иногда его и критикую, но общий язык с Сергеем Ивановичем всегда находим.

- А Горячев реально тормозил область в развитии?

- Безусловно. Но у него были и большие плюсы, которые люди, к счастью сейчас вспоминаем чаще, чем его недостатки.

-Есть мнение, что руководитель любого ранга не может долго находиться у власти: мышление становится костным, связями обрастает…

-Это вы про меня?! (смеется). Думаю, что все зависит от человека. Про меня тоже часто говорят: «Вот оброс связями». Но я-то как раз сумел найти нужный баланс, при котором все знают свое место и знают, что для меня «родная кровь» отнюдь не пропуск на ключевые должности в районе. Возможно, не поверите, но сейчас ко мне даже не обращаются родственники с двоякими просьбами, знают - бесполезно.

- Неужели никогда не брали и не давали взятки?

- Я не святой. И на определенные компромиссы идти приходилось. Безусловно, речь идет не о купюрах в конверте. Но я четко всегда знал, что мои компромиссы принесут пользу району, и людям, за которых я несу ответственность. И никто меня не может сейчас упрекнуть, что у нас маленькая зарплата или нет рабочих мест. У нас работают программы доступного жилья, мы помогаем и молодым семьям, и ветеранам. Кроме того, у нас очень развита адресная поддержка.

- Кстати, насчет адресной поддержки. Не так давно в одной из местных газет была статья, в которой было черным по белому написано, что ваша помощь - это всего лишь «пиар»…

-Я читал эту статейку в «Молодежной газете». Не хотелось бы оправдываться, поскольку считаю, что главный редактор газеты - это не та фигура, на которую мне надо оглядываться и к которой надо прислушиваться. Тем не менее, если вам интересно, готов пояснить ситуацию. В нашем районе жила женщина, которая более 10 лет болела серьезным заболеванием. Мы ей помогали материально довольно серьезно, но, к сожалению, болезнь прогрессировала. Встал вопрос о протезировании, она обратилась в соцзащиту к Васильеву. Ей нужны были дорогостоящие импортные протезы. В соцзащите ей отказали, и тогда мы выделили ей 60 тыс. рублей. Протезы она приобрела, и написала в мой адрес благодарственное письмо, которое попросила передать свою сестру. К сожалению, это было буквально перед самой ее смертью. Сестра через некоторое время передала это письмо в нашу районную газету. Его опубликовали. И получилось так, что это письмо пришло с «того света». То, что журналисты не разобрались в ситуации, это говорит об их непрофессионализме, и о непрофессионализме их редактора. Больше к этому добавить мне нечего. А адресная помощь у нас в районе, как будет, так и была. Мы помогаем материально, когда люди болеют, когда на похороны нет денег, когда сгорел дом, когда муж в семье пьет. И пусть в меня, как говорится в меня кинет «камень» человек, который с этим не сталкивался. Беда может придти в каждый дом, главное, что люди в нашем районе знают куда постучаться.

- Вы богатый человек?

- Я достаточно обеспеченный по Ульяновским меркам. Но богат, как известно, не тот у кого денег много, а тот кому хватает. Мне хватает.

- Вы счастливый человек?

- Счастливый. У меня прекрасная семья, для мужчины это главное.

- Чем вы особенно гордитесь в районе?

- Пожалуй тем, что у нас как нигде в области развито фермерское движение. Поля засеяны. Люди потянулись к земле. Значит, у моей родной земли есть будущее. Меня, как коренного сельского человека, это радует. Молодежь у нас возвращается из города после института. Мой сын, кстати, тоже никуда не уехал, хотя возможности были.

-А что на сегодняшний день происходит с Цильнинским сахарным?

-К сожалению, область потеряла крупнейшее предприятие. Во многом я виню себя. Может быть, был недостаточно жестким…Чей завод сейчас точно сказать не могу, наверное Михалкова. Но наши фермеры, которые выращивают сахарную свеклу, его стороной объезжают, очень уж там закупочные цены низкие…

-Вас часто обвиняли в том, что на территорию района вы категорически не пускаете инвесторов. Это правда?

- Правда. Я не пускал заведомых жуликов и аферистов, которые хотели от нас только иметь, и ничего не желали вкладывать. Таких инвесторов я называю «мыльные пузыри». Сейчас у нас работает несколько проверенных, надежных инвесторов, которых я могу назвать нашими партнерами. Со временем я на многое стал смотреть по-другому. Жизнь идет вперед, время меняется, подходы тоже. Стараюсь не «костенеть», много общаюсь с молодыми, креативными ребятами…

- Ханяфи Валиевич, вы чего-нибудь боитесь?

- Если говорить о конкретных людях, то я давно никого не боюсь. За мое политическое, как вы выразились, «долгожительство» меня уже столько раз пугали, что выработался определенный иммунитет. А боюсь, я, пожалуй, только революции, которая вполне может произойти, если в России не появится стабильный средний класс. Поэтому и не устаю повторять и себе и своим подчиненных: любите и старайтесь понимать свой народ. Еще одной революции Россия просто не выдержит.



Текст: Александра Скворцова