Девятого мая 1924 года Председатель Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР Михаил Иванович Калинин (1875-1946) подписал декрет о переименовании Симбирска в Ульяновск, а Симбирской губернии – в Ульяновскую.

В советское время должность председателя ЦИК, а с 1938 года – Верховного Совета СССР, это как президент в реалиях нынешних. Первое лицо в Советском Союзе. Впрочем, в советское время оно неизменно оказывалось вторым, ведь над государственным аппаратом стояла Коммунистическая партия. Выше прочих оказывался её вождь. Неформальный, как это было с Владимиром Ильичом Ульяновым-Лениным (1870-1924), или формализованный – генеральный секретарь, как это повелось со времён Иосифа Виссарионовича Джугашвили-Сталина (1879-1953), занявшего должность ещё при живом Ленине, в 1922 году.

«Крестьянский президент»

Кажется, 9 мая для подписи соответствующего декрета «Русский крестьянский президент» (так характеризовала Михаила Калинина обложка американского журнала «Тайм») выбран совсем не случайно. 9 мая 1919 года, всего лишь месяцем ранее вступивший в должность председателя ВЦИК, Михаил Иванович посетил Симбирск с официальным визитом.

Михаил Калинин на обложке журнала Тайм. 1929 год

Калинин стал самым «усидчивым» советским руководителем, занимая пост 37 лет, на 8 обойдя товарища Сталина. Именно Михаил Иванович наследовал после смерти Ленина неофициальный всенародный титул «Дедушки»: был Дедушка Ленин – стал Дедушка Калинин.

Бытует расхожее мнение, будто Симбирск-Ульяновск был обделён вниманием первых лиц Советского государства и всего однажды удостоился визита такого лица, когда в 1970 году Ульяновск посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев (1906-1982). Он, кстати, первым из генеральных секретарей и формально в 1977 году стал первым человеком в СССР – Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Этому почину следовали все оставшиеся до распада государства вожди: Андропов, Черненко и Горбачёв, который был даже единственным в истории официальным Президентом СССР.

Если пребывание Леонида Ильича в Ульяновске ограничилось считаными часами, то Михаил Иванович провёл в пределах Симбирской губернии несколько дней (с 9 по 12 мая 1919 года). 44-летний «дедушка» Калинин прибыл в Симбирск на агитпоезде «Октябрьская Революция», который называли «ВЦИК на колёсах».

М. Калинин, в центре среди женщин, на фоне агитпоезда Октябрьская революция, на котором он приезжал в Симбирск. 1919 год

Михаил Иванович выступал на митингах и собраниях рабочих и служащих – об этом теперь напоминают мемориальные доски на исторических зданиях. Калинин посещал предприятия и учреждения, встречался с ранеными красноармейцами и здоровыми крестьянами, проводил личный приём граждан по накипевшим вопросам – в структуре агитпоезда имелось специальное бюро жалоб. Всё было очень насыщено и по делу, и не мудрено, что могло остаться в памяти.

Михаил Калинин посещает госпиталь в Симбирске. Май 1919 года

Самый первый и самый молодой

Советская власть в России установилась менее двух лет назад, но Михаил Калинин был уже вторым Председателем ВЦИК – его предварил Яков Михайлович, он же Яков-Аарон Моисеевич Свердлов (1885-1919), избранный в ноябре 1917 года и безвременно умерший в марте 19-го. Официально, причиной смерти советского «президента» стала «испанка», которой он заразился во время агитационной поездки, а неофициально – побои, которым подвергся один из самых блистательных ораторов партии со стороны несознательных рабочих.

Двенадцать лет своей недолгой жизни профессиональный революционер Свердлов, известный под псевдонимами Товарищ Андрей и Махровый, провёл в тюрьмах и ссылках, откуда его освободила Февральская революция 1917 года.

Яков Михайлович Свердлов

После освобождения Яков Свердлов, член ЦК большевистской партии с 1912 года, один из лучших её спикеров, активно включился в революционную борьбу. Именно он председательствовал на собрании Центрального комитета, принявшем решение о вооружённом захвате власти и возглавил военно-революционный центр, руководивший Октябрьской Революцией 1917 года.

Яков Свердлов был выдвинут большевиками кандидатом в депутаты Всероссийского Учредительного Собрания, органа власти, придуманного ещё Временным правительством для определения будущего политического устройства переставшей быть монархией России. По должности председателя ВИК он председательствовал на первом и единственном заседании Учредительного Собрания 5 января 1918 года, на котором, собственно, Собрание было разогнано большевиками.

Так вот, избирался в Учредительное Собрание большевик Яков Свердлов от Симбирской губернии! Трудно сказать, добирался ли он до симбирских пределов в бурную революционную пору, но вполне можно предполагать, что Яков-Аарон, уроженец Нижнего Новгорода, бывал в Симбирске, например, по делам семейным – здесь у него жила родня. Центральный парк культуры и отдыха в советском Ульяновске носил имя Свердлова, здесь был установлен бюст самого первого и самого юного «президента» Советской России.

Вход в парк Свердлова. 1940-е годы

Самый человечный из наркомов

Кроме как Дедушкой, симбирского уроженца Ульянова-Ленина величали «самым человечным человеком». Вслед за Лениным, «самым человечным наркомом» Страны Советов называли маршала Советского Союза Климента Ефремовича Ворошилова (1881–1969), наркома обороны в 1925 – 1940 годах, Председателя Президиума Верховного Совета СССР в 1953 – 1960 годах, третьего в истории «президента» Советского Союза.

Ворошилов был личностью легендарной. Его популярность в какое-то время затмевала сталинскую – он был олицетворением военной мощи Советского Союза: «С нами Ворошилов, первый красный офицер, сумеем постоять за СССР!». И это понятно, вся страна работала на «оборону», и сделаться «красным офицером», лётчиком или танкистом, было заветной мечтой любого мальчишки.

Сталин не боялся славы Ворошилова, поскольку Климент Ефремович был беспредельно ему предан. В ранг «великих» полководцев его возвысила Гражданская война, совместная со Сталиным оборона города Царицын (современного Волгограда) в 1918 – 1919 годах. В большинстве вопросов – например, о репрессиях в армии – точка зрения Ворошилова мало отличалась от мнения вождя. В то же время, Климент Ефремович был очень демократичен, уважителен и корректен в общении с простыми людьми: «Милый Ворошилов» – писал о наркоме детский поэт Корней Чуковский.

Сталин, Ворошилов и Калинин

В октябре 1941 года Сталин назначил маршала Ворошилова представителем Ставки Верховного Главнокомандующего по формированию войск. В этом качестве он участвовал в формировании на территории СССР польской «буржуазной» Армии Андерса в 75 тысяч штыков, названной так по имени главнокомандующего, дивизионного генерала Владислава Андерса (1892–1970). Климент Ефремович должен был найти общий язык с Владиславом Альбертовичем, бывшим офицером российской императорской армии, кавалером пяти боевых русских орденов, получившим из рук Николая II диплом об окончании Академии Генерального Штаба, чтобы поляки бились с немцами рядом с советскими солдатами.

Эта совершенно секретная работа на многие месяцы «приковала» Климента Ефремовича к Ульяновску. Правда, секретность почти сразу посыпалась из-за человечности и простоты Ворошилова. Под размещение маршала в Ульяновске, переполненном эвакуированными гражданами, планировалось «освободить» детский сад на улице Мира, но прибывшие для осмотра помещения двое высокопоставленных военных отказались занимать его, причём, один вполголоса бросил другому: «Климу очень не понравится, если узнает, что ради него выселили детей…»

Поселился маршал в многоквартирном доме, принадлежавшем Ульяновскому танковому училищу на улице Ленина. Вскоре по приезду, видимо, полагаясь на свою «секретность», Климент Ефремович решил постричься в парикмахерской, находившейся в помещениях бывшего Спасского женского монастыря. Он спросил, кто последний, занял общую очередь. Очередь зашепталась: «Глянь, как мужик на Ворошилова похож? – Да, это, точно, Ворошилов!». Высидеть очередь у Климента Ефремовича, разумеется, не получилось, а по Ульяновску сразу разлетелась весть, что Ворошилов с нами!

Маршал Ворошилов принимает парад 7 ноября 1941 года в Куйбышеве

Создатель Красной Армии, первый военный нарком Лев Давыдович Троцкий не очень жаловал Климента Ефремовича и обзывал его «хозяйчиком». Правильнее назвать Ворошилова хозяином, говорят историки – да, полководцем он был не очень, но к вопросам снабжения, вооружения, обмундирования и питания войск нарком обороны относился самым серьёзным образом.

От хозяйского взора Ворошилова не ускользали подробности провинциальной жизни – возвращаясь из очередной командировки, с аэродрома за Свиягой в квартиру на улице Ленина, он в шутку проверял, не откусил ли себе язык, трясясь на ульяновских ухабах. А в это «ухабное царство» надо было ещё и возить союзников, представителей буржуазных держав, с сарказмом вглядывавшихся в подобные «успехи» Советского Союза!

Да денег не хватает, жаловались маршалу городские руководители – эх, вот если бы были областным центром, наверняка было бы больше! Говорят, мысль эта запала в душу Климента Ефремовича, и этому человеку, в немалой степени, мы обязаны тем, что родной город Ленина стал центром Ульяновской области.

И Брежнев такой молодой!

Был анекдот времён «застоя». Приехал как-то Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев в Ульяновск, на родину Ленина.

- Т-т-т-товарищ Ге-Генеральный секретарь, к-к-как прикажете к-к-Вам при народе обращаться? – заикаясь от ужаса, лебезит местное руководство.

- Зовите меня просто – Ильич! – приосанивается товарищ Брежнев.

Что ж, в каждой сказке есть доля истины. 16 апреля 1970 года дорогой Леонид Ильич действительно посетил Ульяновск с визитом, главной частью которого стало торжественное открытие Ленинского Мемориала.

Объявленный Всесоюзной комсомольской ударной стройкой, его строили всем СССР и всем Ульяновском – кто из горожан не побывал здесь на субботниках и воскресниках? Но областное партийное руководство уверенно считало, что все усилия пойдут прахом, если торжество открытия не почтит своим присутствием первый человек Страны Советов.

63-летний Леонид Ильич спутал все карты и программы. Его блиц-визит в Ульяновск продолжался всего четыре часа. Он вместил в себя посещение Дома-музея Ленина, возложение цветов к его памятнику, посещение средней школы №1 его имени, в которой Ульянов-Ленин учился гимназистом. Потом, во внутреннем пространстве вокруг мемориальных зданий рядом с флигелем, в котором в 1870 году родился Владимир Ильич, Брежнев посадил берёзку.

Брежнев актовом зале бывшей Симбирской гимназии

Внутри Ленинского Мемориала дорогой Леонид Ильич с интересом осмотрел экспозиции, интерьер торжественного зала («святая святых») с многотонной мраморной статуей вождя, недолго отдохнул и принял участие в торжественном собрании, посвящённом открытию Ленинского Мемориала. Все перемещения товарища Брежнева по залу сопровождались овациями и бурными аплодисментами.

Первый секретарь Ульяновского обкома КПСС Анатолий Андрианович Скочилов передал действующему вождю компартии символический ключ от здания Ленинского Мемориала. Речь Брежнева 31 раз прерывалась аплодисментами, из которых половина была «бурными и продолжительными».

Да, есть своя логика, что визит Леонида Ильича запомнился лучше других – он был последним, а последнее слово запоминается лучше других. Но и эти другие тоже были в жизни нашего города и края.

Иван Сивопляс, научный сотрудник Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина»