XVIII век зовётся веком Просвещения. Наука, медицина, образование достигли невиданных высот. Наука колебала казавшийся неколебимым авторитет Церкви. Но у неё не получалось ответить на самые трудные и животрепещущие вопросы бытия: жизнь, смерть, несовершенство окружающего мира… Там, где оказывался бессилен или слаб чистый разум, развивалась мистика. Масоны, значит, каменщики; франкмасоны — свободные каменщики. В Средние века ватаги масонов, не связанных подчинением конкретным феодалам (отсюда и акцентируемая свобода) бродили по Западной Европе в поисках заказов. Забредали они и в нашу страну.

Идеальным заказом для средневековых масонов считались соборы. Города буквально соревновались, у кого они больше, выше, красивее. Строительство растягивалось на века, обеспечивая работой и потомков каменщиков. Масоны выработали действенную систему воспитания подрастающего поколения. Жизнь масонских сообществ регулировалась через ритуалы, особую роль в которых играли предметы рабочей одежды, те же фартуки, орудия труда каменщиков, циркули, мастерки. Особое значение ритуалы приобрели, когда масоны стали впускать в своё братство нужных людей со стороны, а таких становилось всё больше.

Своего расцвета в России масонство достигло на рубеже 1770–1780 годов. Масонство никогда не было движением массовым, но оно концентрировало «лучших» людей своего времени: государственных деятелей, военачальников, деятелей культуры. Это обстоятельство заставляло сильно напрягаться стареющую императрицу Екатерину II, в спину которой дышал законный наследник престола великий князь Павел Петрович, падкий до всякого рода мистики и ритуалов.

Масоны за исполнением ритуала. XVIII век

Авторитетом в среде российских масонов пользовался богатейший симбирский помещик Иван Петрович Тургенев. Он служил при важных людях и оброс многочисленными связями, состоял адъютантом при московском генерал-губернаторе Захаре Чернышёве. Благодаря блестящему образованию и природному уму стал ректором Московского университета.

Иван Петрович Тургенев — самый знаменитый симбирский масон.

Масоны компоновались чаще в Санкт-Петербурге и в Москве. За пределами столиц ложи существовали, но больше в прибалтийских городах. В 1776 году масонская ложа открылась в Казани. Дальнейшее «освоение» провинции оказалось связано с драматическими событиями 1783–1787 годов, ознаменованными в Российской империи затяжным неурожаем.

Благотворительность, помощь ближним, исстари были одним из масонских приоритетов. И добро всегда интереснее творить, пользуясь ярким антуражем: костюмом супергероя или масонскими облачениями. На фоне неурожая в 1784 году новые масонские ложи открываются в Симбирске, в Орле.

Управляющим мастером, главным человеком в ложе стал богатый помещик, поручик правителя или вице-губернатор Симбирского наместничества Александр Федорович Голубцов. В существовавшей структуре власти это была ключевая фигура: именно вице-губернатор ведал всеми экономическими вопросами, поступлениями в казну. В ложе числилось 17 человек, в большинстве небедные помещики и важные чиновники. Среди «товарищей», братьев второй степени посвящения значился и 18-летний Николай Михайлович Карамзин.

Юный Николай Карамзин состоял в симбирской масонской ложе Златой Венец.

Каждый коренной симбирянин-ульяновец знает, что такое Венец. Считается, что к местной топонимике название симбирской ложи Златой Венец вроде бы не имело отношения, но возникшая в городе Орле в том же 1784 году масонская ложа получила имя Возрастающего Орла — тоже совпадение? Два совпадения кажутся системой.

Эмблемы, символы не существуют сами по себе — они возникают и действуют в контексте. А контекст таков, что в 1780 году у Симбирска появился первый официальный герб, «в синем поле, на белом столбе, золотая корона», или венец. Получается, что Златой Венец — одна из первых попыток выстраивания региональной идентичности.

Венец и Крест в масонской символике — вечная награда, достигаемая через испытания.

Разумеется, что число сочувствующих масонству не сводилось к 17 членам Златого Венца. Симбирский наместник князь Петр Михайлович Баратаев прямо называется масоном, хотя в симбирскую ложу он не вступал. В пригородной деревне Винновке помещиком Василием Киндяковым была отстроена кирпичная беседка (или часовня), увенчанная статуей Иоанна Предтечи, самого почитаемого масонами христианского святого. Некоторые исследователи прямо называют это сооружение масонским храмом — причём, единственным подобным, существовавшим в России! При этом Киндяков тоже в списках масонов не значился, хотя и участвовал в связанных с ними проектах.

Часовня в Винновке. Фото начала XX века.

Строительство общественных сооружений, дорог, масштабные земляные работы были распространённой формой помощи голодающим. И взаимовыгодной, ведь люди в буквальном смысле слова работали за кусок хлеба для своей семьи. Строя «храм», симбирские масоны давали крестьянам работу и хорошо экономили на строительстве. Расположить место тайных собраний за городом, во владениях славившегося гостеприимством и формально не связанного с организацией Киндякова — умный ход в ожидании возможных репрессий: мало ли чего там Киндяков у себя понастроил?

Однако в 1786 году собрания общества прекратились без всяких репрессий, причиной тому был тот же неурожай, точнее его самая драматичная часть: разразившийся в 1786 году «голод из-за водки». Как правило, после пары-тройки неурожайных лет наступали недолгие сытые годы. Понадеявшись на этот алгоритм, в преддверии 1786 года помещики-винокуры (а Киндяков был из их числа) кинулись заключать контракты на поставку водки казне.

А год опять вышел неурожайным, а невыполнение контракта грозило колоссальными штрафами, и потому «вино курили» из всего, что оставалось, и голод усугубился. Население было невероятно озлоблено. Странных господ, съезжавшихся в Винновку для странных ритуалов, теперь могли бы запросто заподозрить в колдовстве, и расправа не заставила бы себя долго ждать.

Государственные же репрессии грянули в 1792 году. Симбирский вице-губернатор Александр Голубцов отправился в отставку по состоянию здоровья. Известный масон Иван Тургенев отправился в ссылку в своё симбирское имение. Правивший краем с 1789 года, после смерти про-масонского князя Баратаева, наместник Александр Дмитриевич Карпов решил максимально усложнить Тургеневу жизнь, не допуская Ивану Петровичу приезжать в Симбирск, где у масона была городская усадьба. Это казалось слишком: образ жизни дворян строился на летней жизни в селе и зимней – в городе.

Но грустил масон Тургенев в сельской глуши недолго. В 1794 году над наместником Карповым появился новый начальник — Уфимский и Симбирский генерал-губернатор Сергей Кузьмич Вязмитинов — добрый товарищ Ивана Петровича: у масонов везде свои люди…

Иван СИВОПЛЯС — старший научный сотрудник Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина»