13 ноября 2009 года в 15:44 в экстренные службы сообщили о ЧП на улице Балтийской в Заволжском районе Ульяновска — тогда в цехе утилизации боеприпасов ФГУП «31 Арсенал ВМФ» Министерства обороны РФ произошёл взрыв, затем пожар, а он спровоцировал несколько других мощных взрывов. Как рассказывал бывший мэр Ульяновска Сергей Ермаков, было повреждено 450 многоквартирных и более 1,5 тысяч частных домов, а также весь жилой фонд военного городка. Сумма материального ущерба была 227 млн рублей. Не обошлось без человеческих жертв. Сегодня участники событий вспоминают тот страшный вечер.
Министр Ульяновской области Наталья Мартынова:
— В этот вечер мы с коллегой пришли в мемцентр от имени областной администрации (на тот момент была начальником пресс-службы — прим. ред.) поздравить коллектив газеты «Ульяновск сегодня» с десятилетием. Не успели начать вручение грамот, как раздался взрыв. Мне показалось, что здание качнулось. По всем известным телефонам никакой точной информации не получили. Мы срочно вернулись на работу. Горожане были в панике, распространялись лживые слухи, важно было показать людям достоверную картину.
Мы ехали в сторону ЧС и видели огненный сполох на горизонте, на месте горящего арсенала. Микрорайон вокруг арсенала выглядел устрашающе: выбитые окна, валяющиеся вокруг части зданий. Несколько дней мы провели на работе: когда была ликвидирована угроза, микрорайон начали восстанавливать: сельские районы присылали пиломатериалы и рабочих, помогали строительные компании региона, работали службы МЧС, медицины, ЖКХ — все это нужно было показать людям. Наша информация выходила на центральном ТВ, радио, порталах. Журналисты региональных СМИ тоже работали круглосуточно, некоторые спали в пресс-службе на стульях по 2-3 часа — и снова на выезд.
После этого события разработали регламенты действия в условиях ЧС, наладили тесное взаимодействие с силовыми структурами региона, создали информационный штаб. Но и тогда, считаю, информационная команда региона отработала как надо.
Начальник регионального ГУ МЧС России Михаил Осокин:
— Я был в отпуске, увидел трансляцию по ТВ, сразу поехал в Управление (тогда служил на должности замначальника — прим. ред.), а оттуда в штаб. Пожар перекинулся на склады ГСМ и стоящие на ж/д ветке вагоны, артиллерийские запасы и оборудование. В зоне поражения оказались военный городок с населением около трёх тысяч человек. Возгорание ликвидировали более девяти часов. Героически погибли двое огнеборцев пожарной охраны арсенала (также в больнице через месяц умерла сотрудница арсенала — прим. ред.), еще 60 человек обратились за медицинской помощью, семеро были госпитализированы. Но четкие решения штаба, сплоченность, героизм и профессионализм всех экстренных служб предотвратили трагедию для Нижней и Верхней Террас. Для ликвидации последствий ЧС привлекались более двух тысяч специалистов и 250 единиц техники. Режим чрезвычайной ситуации сняли 25 декабря.
Депутат ЗСО Сергей Панчин:
— Я тогда был руководителем МУП «Ульяновскводоканал». Новость застала в командировке в Башкирии — сразу поехал в Ульяновск. Руководителей предприятий включили в оперативный штаб. Координацией работ занимался вице-мэр Александр Букин (ныне покойный). И начали восстанавливать коммуникации, жильё людей и соцобъекты — было страшно от того, сколько детских садов разрушено. Закупали стекло, выгребали мусор. Бригады работали круглосуточно. Все понимали, что произошла беда, и нужно помочь пострадавшим. Тогда проявилось единство народа и власти. Отмечу: и Букин, и мэр Сергей Ермаков ночевали в кабинетах администрации, пока не устранили самые серьёзные последствия. И сами жильцы домов, и город понесли большие затраты — федеральный центр тогда нам помог. Сильнее пострадали дома по улицам Академика Павлова и Балтийской. К сожалению, Минобороны не выполнило свои обещания, город вкладывает свои средства. Фактически там нужно строить новые дома.
Депутат Гордумы Пётр Столяров:
— В мой округ входят улицы Верхней Террасы. Был на рабочем месте, когда узнал о первых взрывах. Выехал туда, успел проскочить по Императорскому мосту до пробок. Страха тогда не было — неизвестно было, что происходило, поэтому дошёл до штаба, но там развернули военные — «Арсенал» оцепили, летели осколки. Я сам живу в этом микрорайоне, жену с детьми увёз на дачу родственник. Приехал домой — балконную раму выворотило, поехал к семье, а утром в штаб по оказанию помощи. После тушения пожара, люди начали обращаться за помощью — у многих повреждены были окна и балконы на улицах Гоголя, Димитрова, Жуковского, 9 Мая. Стеклили школы и детсады. Поток обращений от населения шёл ещё года два.
Фото: Александр Шиков
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online