Кибермошенники постоянно охотятся за «электронными кошельками» граждан, пытаясь получить доступ к чужим банковским картам. Чтобы сохранить деньги клиентов, банки блокируют карты при малейшем подозрении совершения операций. Что делать, если такая ситуация произошла с вами.

Лучше соломки подстелить

Большинство банков и раньше приостанавливали сомнительные транзакции до подтверждения владельцем карты их правомерности. С осени эта мера станет обязательной – банки будут блокировать подозрительные операции и сообщать об этом регулятору.

Информацию подтвердил порталу Udm-info и.о. директора департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев.

– По инициативе Банка России работа по противодействию кибермошенникам в том числе с помощью приостановки подозрительных транзакций стала обязательной для банков именно потому, что этот механизм уже показал свою эффективность, – сказал он.

Прошлогодняя статистика зафиксировала более 300 тысяч попыток украсть деньги из электронных кошельков. В итоге случаи, которые своевременно не удалось предотвратить, принесли убыток пользователям пластиковых карт почти в один миллиард рублей.

Неудобство или защита?

Центробанк готовит критерии, которые будут характеризовать подозрительную транзакцию. Документ впоследствии будет разослан всем кредитным организациям для предотвращения случаев кибермошенничества.

– Банки смогут и сами дорабатывать критерии, исходя, например, из моделей платежного поведения своих клиентов. Кроме того, они должны будут сообщать в Банк России об экономических параметрах хакерских атак: на какую сумму покушались злоумышленники, сколько удалось похитить, сколько – сохранить и главное – какую сумму в итоге вернули клиенту, – прокомментировал Артем Сычев.

У банкомата денег не допросишься

Как система определяет подозрительность транзакции? Например, если снятие наличных или оплата по карте происходит с небольшим временным интервалом в местах, достаточно отдаленных друг от друга, между которыми невозможно переместиться в короткий промежуток времени. Это значит, что мошенники сделали копию карты и пытаются снять деньги. Подозрение вызывает и обналичивание в банкомате большой суммы.

– Понадобились наличные на сделку с недвижимостью, начала снимать в банкомате «кругленькую» сумму, и вдруг карта блокируется. Звоню в банк – бесполезно, ответ – «приходите лично», потому что они должны убедиться, что действуют не мошенники. Пришлось идти и разбираться, сделку переносить, отпрашиваться еще раз с работы, – рассказала жительница Ульяновска Надежда.

Система среагирует, если заметит переводы крупных сумм с вашей карты на другие счета или если юридическое лицо одновременно «рассылает» деньги физлицам в разные регионы России.

С вами свяжутся

Если произошла блокировка карты по причине сомнительной транзакции, банк обязан оперативно связаться с клиентом способом, который указан в договоре, и уточнить у него, совершал ли он эту операцию или нет. После подтверждения транзакция будет проведена. Специалисты утверждают, что никаких длительных процедур разблокировок и проверок не будет, и рекомендуют всегда быть на связи, даже за границей.

– Чтобы уменьшить риск приостановки транзакции перед выездом за рубеж, можно предупредить свой банк о том, что в ближайшие дни вы будете совершать покупки за границей. Банк имеет право приостановить транзакцию и блокировать карту на срок не более двух рабочих дней. Если за это время ему не удается связаться с клиентом для подтверждения транзакции, то карта и платеж разблокируются, – пояснил представитель Банка России.

– Мне стали приходить уведомления о снятии с моей пластиковой карты наличных денег. Я тут же позвонила в службу поддержки своего банка, и операции были заблокированы. Каким-то образом посторонние люди получили доступ к моей банковской карте и забирали оттуда деньги. Сумма, правда, была небольшая, часть денег удалось сохранить благодаря своевременному звонку, – рассказала свою историю встречи с «киберкарманниками» Светлана.

Доверяй, да проверяй

Если данными карты действительно завладели мошенники и она была заблокирована, то для получения денег вы можете перевести их на карту близкого человека или снять наличные в офисе банковской организации.

Чтобы не столкнуться с таким форс-мажором в заграничном путешествии или командировке, специалисты рекомендуют иметь карты разных платежных систем и наличные деньги.

Доступ к данным карты мошенники могут получить разными способами. Один из несложных – когда для оплаты клиент передает ее в чужие руки, например официанту в кафе или ресторане, сотруднику гостиницы, магазина и т. д. Несколько секунд будет достаточно, чтобы «считать» данные карты. Даже если придется передать карту для оплаты, нужно следить, чтобы все действия производились на виду и с вашей картой никуда не отлучались. Не стоит делать покупки в неизвестных интернет-магазинах. По сути, доверяясь, человек сам сообщает информацию по карте мошенникам, из-за чего деньги очень сложно вернуть.

Чтобы быть в курсе действий по карте и оперативно среагировать на взлом, лучше подключить СМС-оповещение.

Помните, в денежных вопросах доверие не самый лучший союзник. Держите свою банковскую карту всегда на контроле.

фото: https://pixabay.com/ru/