14 сентября исполняется 65 лет известному ульяновскому и российскому писателю Илье Таранову. Накануне автор двух десятков книг для детей и не только стал гостем 73online.ru. Илья Александрович рассказал, от чего его однажды спас барон Мюнхгаузен, как помогает литературной деятельности высшее техническое образование, от каких недостатков хотел бы избавиться и почему за праздничный стол пригласил бы Бабу-Ягу.

Ребёнок по жизни

— 65 лет — не повод стать уже взрослым писателем?

— Я как раз в пути. Уже ступил на эту дорогу. У меня есть серьёзный роман «Стена. Иллюзия одиночества». С одной стороны, мелодрама, с другой — я там копаю глубоко. Это про переход от социализма к развитой демократии. О людях, которые воспитывались в советское время и вынуждены приспосабливаться к новой эпохе.

— Когда вы пишете для детей, насколько в этот момент сами становитесь ребёнком? Как быстро удаётся выпасть из детства, чтобы взрослые коллеги не упрекнули в излишнем инфантилизме?

— Ребёнком становлюсь на все сто процентов. Я остаюсь им и по жизни. Люблю смотреть мультики, читать детские книжки, общаться со школьниками. В этой среде чувствую себя своим. Мне легко находить контакт с детьми, и они, чувствую, ко мне тянутся. Мы разговариваем на одном языке. Но и к своему биологическому возрасту я перехожу мгновенно, как через стену из мира детей в мир взрослых. И оба этих мира помогают мне. В моих героях я часто описываю себя. Со всеми недостатками.

Раскомандовался тут

— Кстати, о недостатках. У вас есть такие, от которых планируете избавиться в связи с 65-летием?

— Человек создан из недостатков и своими недостатками интересен. Сейчас мне не хватает молодости, но вряд ли это недостаток. Я по жизни с детства люблю командовать. Иногда это мешает и становится недостатком. Особенно в семье, когда дети или жена говорят: «Раскомандовался тут». Пытаюсь себя тормозить.

— Вы окончили машиностроительный факультет. Это больше ваш плюс или минус по сравнению с писателями, которые учились в литературных вузах?

— Наверное, писатель, окончивший литинститут, лучше владеет русским языком. Мне не хватает углубленных филологических знаний. Но эту проблему решает редактор. Зато в техническом вузе научился прогнозировать любую ситуацию: разложить её на составляющие, а из них сложить картину.

Выздороветь помог барон

— Имена ваших персонажей — Бубонька, кот Август — откуда они берутся?

— Бубонька — это мальчик, который бубнит что-то себе под нос. Когда сын был маленьким, бубунил, пока что-то мастерил. Как и я в детстве. Да и до сих пор. От увлечённости. Смутно припоминаю: или родители, или бабушка с дедушкой за это называли меня маленького Бубонькой. Вот и вылезло в какой-то момент из подсознания. А когда я учился в школе, родители принесли белого пушистого котёнка. Он родился в августе. Так его и назвали — Август. Потом он перекочевал в мои книги.

— Если верно, что книга — лучший подарок, какая для вас стала самым желанным?

Я учился во втором-третьем классе и однажды заболел. И мне родители подарили книжку про приключения барона Мюнхгаузена. Я запоем её прочитал. Может быть, поэтому быстро выздоровел.

Незнайка, Вий и выпечка от Бабы-Яги

— Кого из любимых героев детских книг вы бы гипотетически собрали за своим праздничным столом по случаю 65-летия?

— Позвал бы Незнайку со всей компанией из Солнечного города для веселья, Алису Селезнёву, чтобы рассказала о будущем. Также жителей Простоквашино, всех сказочных героев Пушкина. Крокодила Гену, чтобы сыграл на гармошке и спел про день рождения. Чертей Гоголя во главе с Вием — просто интересно. Пусть даже Баба-Яга будет. Она же не злая на самом деле, её такой воспринимают.

— Чем бы угостили столь разношерстную компанию на таком необычном банкете?

— Отрицательным персонажам манную кашу с комочками, которую сам в детстве терпеть не мог, остальным — мои любимые пельмени, манты, картошку с соленьями, борщ, щи. Обязательно, чтобы самовар стоял. И выпечка домашняя. Тут Баба-Яга и пригодится: она же умеет печь.

Владислав Стасов

Фото автора и из соцсетей Ильи Таранова