Президент России Владимир Путин подписал закон, который устанавливает повышение ставки НДС с 20% до 22% с 1 января 2026 года. Очевидно, что бизнес ждет трансформация. Опрошенные эксперты считают, что из-за роста НДС, снижения доходов после повышения затрат, снижения общей рентабельности многие предприниматели окажутся под давлением, поэтому повысятся риски ухода «в серую зону» и закрытия разных бизнесов.

Согласно документу, с 1 января 2026 года ставка НДС будет увеличена с 20 до 22% с сохранением льготной ставки в 10% для всех социально значимых товаров (продукты питания, кроме молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира, лекарства, медицинские изделия и детские товары).

Для малого и среднего бизнеса, впервые перешедшего на НДС в 2026 году, вводится мораторий на привлечение к ответственности в случае нарушений.

Также предусмотрено постепенное снижение порога доходов для уплаты НДС при использовании упрощенной и патентной систем налогообложения. В 2026 году этот порог составит 20 млн, в 2027-м — 15 млн, а начиная с 2028 года — 10 млн рублей.

Как это скажется на бизнесе, ульяновские предприниматели подробно рассказывали 73online.ru ранее.

Суть изменений:

Повысить цены, сократить расходы

Налоговая реформа — серьёзный вызов для малого и среднего бизнеса. Те, кто привык работать на «упрощёнке», должны будут адаптироваться: либо платить НДС, либо менять модель налогообложения, либо выходить на самозанятость, констатирует основатель клуба инвесторов DSTS.club Дмитрий Цибизов:

— Если годовая выручка превышает 20 млн руб., компания на УСН автоматически становится плательщиком НДС — простой переход на НДС неизбежен. Можно рассматривать смену системы налогообложения. Например, на общую систему налогообложения (ОСНО), особенно если бизнес имеет значительные расходы и хочет вычеты по НДС. Микробизнес (до 10–20 млн руб.) может попытаться перейти в статус самозанятого, если деятельность подходит, но это годится далеко не всем. Ряд предпринимателей, вероятно, пойдут по пути легальной оптимизации: автоматизация, повышение цен, пересмотр расходов, перевод части операций на аутсорсинг, чтобы уменьшить налоговую нагрузку.

Как уточнил руководитель ульяновского комитета по торговле УРО «Опора России» Иван Королев, в общепите и рознице снижение порога доходов для уплаты НДС в следующем году приведет к увеличению цены на 15%: «Многие поднимут цены уже с января».

Ужесточение налогового режима создаёт стимул к консолидации, продолжает рассуждать Цибизов. Более крупные структуры легче выдерживают нагрузку: они могут оптимизировать бухгалтерию и логистику; для них более выгодна оптимизация НДС и работа через вычеты; они имеют больше ресурсов для модернизации, цифровизации и юридической защиты.

— Поэтому в 2026–2028 годах вполне вероятен рост числа холдингов, групп компаний, совместных проектов, аутсорсинговых схем, чтобы распределить нагрузку, объединить мощности и сохранить рентабельность, — считает эксперт.

Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая обращает внимание на итоги опроса малых предприятий, проведенного Союзом бухгалтеров и налоговых консультантов (о его результатах сообщал, в частности, «Коммерсантъ»). Так, большинство (61% опрошенных) планирует компенсировать рост налоговой нагрузки за счет повышения цен. Второй вариант — смена системы налогообложения (44%), что не исключает также повышения цен. Примерно каждый пятый (21%) готовится оптимизировать расходы — например, за счет закрытия нерентабельных точек сбыта. 12% опрошенных сообщили, что могут быть вынуждены прекратить деятельность.

— Улучшение оценок может быть связано с тем, что в итоге был принят менее жесткий, поэтапный порядок снижения лимита выручки малых предприятий для уплаты НДС и некоторые другие послабления. Наиболее сложной для малых предприятий представляется необходимость введения специального бухучета для расчета НДС и связанные с этим административные расходы и риски, — говорит эксперт ФГ «Финам».

Уйдут «в тень» или закроются

Опрошенные эксперты считают, что из-за роста НДС, снижения доходов после повышения затрат, снижения общей рентабельности многие предприниматели окажутся под давлением, поэтому повысятся риски ухода «в серую зону» и закрытия разных бизнесов.

— Как отмечают аналитики, до трети микробизнесов могут либо закрыться, либо попытаться работать «вчера». Но при этом цифровизация учёта, контрольно-кассовая техника и усиленный налоговый контроль делают системный уход «в тень» крайне рискованным, поэтому маловероятным, — сказал Цибизов.

Однако директор косметической фабрики «ДНК ФАКТОРИ» Наталья Рябинова говорит, что теневой рынок в Ульяновске процветает:

— Наша компания уже с этого года стала плательщиком НДС. Это сказалось на увеличении себестоимости. Сейчас на все растут цены, сотрудникам приходится поднимать зарплату, чтобы они не ушли. Выручка бизнеса снизилась. Теневой бизнес — глобальная проблема: подавляющее большинство работает нелегально, при этом на тех, кто работает легально, ложится огромная нагрузка. Уверена, если ситуация не изменится, бизнес продолжит уходить «в тень». Из-за вынужденного повышения цен потеряю значительное количество клиентов, которые уйдут к теневикам.

Руководитель лакокрасочной компании BIOFA ECO (ориентация на маркетплейсы) Марсель Абузяров рассказал, что его производство попало под двойной удар:

— Во-первых, маркетплейсы в этом году кратно повысили комиссии, с двух мы вынужденно ушли, стало нерентабельно. Во-вторых, повышение НДС. Из сложившейся ситуации мы вынуждено сокращаем в два раза площади и рабочую силу, в следующем году придется повышать цены, а это потеря конкурентоспособности. Сейчас у предпринимателей ощущение безвыходной ситуации. Что делать — непонятно. Будем подстраиваться. Что касается, теневого рынка, то не исключаю, что кто-то решит работать так. Кроме того, многие планируют прекращать деятельность.

Иван Королев уверен, что массовых закрытий в 2026 году не будет — многие попытаются выжить: «Основное закрытие будет, когда лимит станет 10 млн. Многие бизнесы станут убыточными, их не смогут содержать предприниматели».

Финансовый директор на аутсорсе Лилия Малова считает, что разорение и убытки грозят низкомаржинальным бизнесам. Для примера, часть салонов красоты, некоторые поставщики маркетплейсов. Выживут те, кто принимает решения на основании твердых цифр управленческой отчетности.

— Если раньше некоторые предприниматели пытались управлять бизнесами интуитивно, то сейчас это чревато — нужно просчитывать риски, искать точки роста, составлять финансовые модели. Необходимо будет перестраивать бизнес-процессы, повышать цены, при этом постоянно работать над качеством продукции/работ/услуг, чтобы быть конкурентоспособными. Нужно анализировать неприбыльные направления/товары и при невозможности вывести их в «плюс», отказываться от них. Также важно рассчитать, какая система налогообложения, ставка НДС выгодна для конкретного бизнеса.

Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online

Вера Меркулова