С 1 октября в России повысился утилизационный сбор на автомобили на 70−85 %. До 2030 года он будет ежегодно увеличиваться ещё на 10−20 %. Представители автодилеров уверяют, что цены не так критичны, как о них говорят, но дальнейшее подорожание неизбежно. 73online.ru разбирался, что происходит на рынке продаж авто в Ульяновске.
Что такое утилизационный сбор, и как он будет меняться
Утилизационный сбор — это платёж за экологичную утилизацию автомобиля по окончании его эксплуатации. Его ввели в России в 2012 году перед вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО), чтобы ограничить рост объёмов ввоза в страну подержанных автомобилей. Выплачивается он единожды при «растаможке» машины.
Утильсбор рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента для конкретной категории транспортных средств. Базовая ставка осталась на прежнем уровне, а коэффициенты с 1 октября увеличились. В результате для наиболее массового сегмента легковых автомобилей с объёмом двигателя от 1 до 2 л размер утильсбора в октябре вырос на 85 % − с 300 600 до 556 200 рублей, а к 2030 году его размер превысит миллион рублей. За новые автомобили с объёмом двигателя от 2 до 3 л сбор нужно заплатить 1,562 млн рублей (ранее 844,8 тыс.).
Сколько стоят самые популярные модели в салонах
По данным аналитического агентства Автостат, лидерами продаж в России в 2024 году стали:
- Lada Granta (18 832 автомобиля продано за первые восемь месяцев);
- Lada Vesta (11 288);
- Haval Jolion (8 955);
- Chery Tiggo 7 Pro Max (8 004);
- Chery Tiggo 4 Pro (5 543);
- Changan CS55 Plus (4 782).
Предпочтения ульяновцев, по наблюдениям местных автодилеров, не сильно отличаются от общероссийских. По статистике регионального отделения ГК «Авторай», покупатели выбирают в основном отечественные Lada Granta и Lada Vesta, а также Chery7 Pro Max, Chery4 Pro, Changan CS55. Как поясняет директор по продажам ООО управляющая компания «Авторай» Александра Кварт, эти модели привлекают покупателей относительно доступными ценами и простотой в обслуживании.
Директор ГК «Тон-Авто» в Ульяновске Александр Вотяков дополнил список автомобилями Haval и Haval Pro, а также брендами Omoda и Jaecoo.
Три лидерские позиции (Lada Granta, Lada Vesta и Haval Jolion) собирают в России, на их стоимость повышение утильсбора не должно было повлиять напрямую, однако некоторые машины подорожали вместе с иномарками.
В салоне у автодилера рассказали, что Lada Granta в цене не поменялась, и её всё ещё можно купить за 930 тысяч рублей. Так стоит самая простая комплектация без кондиционера и других опций.
Lada Vesta сейчас обойдётся покупателю в 1,2 млн рублей, а в сентябре она была на 90 тысяч дешевле. Годом раньше машину в хорошей комплектации можно было приобрести за 950 тысяч.
Как сказали в профильном автосалоне, представители семейства Lada ежемесячно прибавляют в цене по 2 % от текущей стоимости.
Автомобили Chery Tiggo 7 Pro Max можно купить до 5 ноября по 2,71 млн рублей с учётом возможных скидок и акций. При наличии несовершеннолетнего ребёнка и старого авто можно сэкономить до 420 тысяч рублей.
Chery Tiggo 4 Pro в комплектации подешевле (с механической коробкой передач) возможно приобрести за 1,69 млн рублей — цена предлагается покупателю с несовершеннолетним ребёнком. В ценнике салона указано, что машина продается за 2 млн 705 тыс. рублей, а со всеми скидками — за 2,27 млн руб.
Chery — иномарка, и на её цене скажется повышение утильсбора. В «Авторае» пока предлагают «доутильные» экземпляры. Новая партия машин пришла по цене на 300 тысяч рублей выше. В «Тон-Авто» цена изменилась за счёт уменьшения скидок.
В салонах говорят, что на Haval Jolion цены не поднимали с октября. Однако с тех пор дилеры поиграли с размером скидок, которые для каждого клиента индивидуальны. В результате выросла конечная стоимость авто для покупателя. На момент написания статьи, сайт дилера заявлял, что в наличии имеется 15 экземпляров. Машина стоит 2,8 млн рублей, а с учётом всех акций − 2,7 млн руб. Повышение цен ожидается традиционно после Нового года.
Changan CS55 Plus продаётся по 2,89 млн рублей. Машины полностью собирают в Китае и строить заводы в России не планируют. В октябре автомобили подорожали в два этапа на 100 тысяч рублей: в начале месяца и чуть позже. Иномарки продолжат дорожать. После Нового года их стоимость достигнет трёх миллионов. По «старой» цене, которая образовалась в результате октябрьского двойного подъёма, в ульяновском салоне осталось порядка шести автомобилей.
Для наглядности сравнили цены в трёх автосалонах Ульяновска.
Эксперты прогнозируют рост цен
Как уверяют официальные представители автодилеров, повышение на все ходовые модели не настолько критичное.
— Массовые автомобили, поставляемые зарубежными вендорами на территорию России, даже с учётом изменения коэффициента утильсбора выросли в цене не слишком сильно. По автомобилям Chery — в пределах 50 тысяч рублей, по бренду Tank — 100 тысяч рублей, Changan — до 150 тысяч рублей. При этом пока есть возможность отдельные модели приобрести по старым ценам, — рассказала Александра Кварт. При этом она отметила, что российский автопром сработал на опережение: наши машины подорожали ещё в августе, предвосхищая повышение стоимости автомобилей у конкурентов.
— Трудно вспомнить, когда автомобили дешевели, — говорит Александр Вотяков.
По его прогнозам, ждать взрывного подорожания авто не стоит:
— Конечно, цена увеличивается, но резких изменений не допустил фактически ни один производитель, все стараются нивелировать рост цены поэтапным подорожанием. Важно отметить, что на складах сконцентрирован ориентировочно месячный запас автомобилей по прежней стоимости. Мы просчитывали риски существенного подорожания и проводили работу на формирование складов автомобилей по закупочной цене до подорожания, — поделился Вотяков.
По оценке Александры Кварт, пока есть автомобили, которые были произведены и уже поставлены в РФ, либо поставлены до момента повышения утильсбора, а на данный момент только прошли растаможку — изменение цены будет планомерным
— Импортёры поставляют автомобили в рамках продаж на один − полтора месяца. По LADA есть запас автомобилей на два – два с половиной месяца, — уточняет она.
Однако в автосалонах признают, что с 1 октября снизились темпы поставок. «Началось «растягивание» товарного запаса, который есть на текущий момент у импортеров с целью сохранить комфортную стоимость для потребителя», — пояснила Александра Кварт.