Сегодня 55 лет исполнилось известному ульяновскому борцу, депутату Городской думы и экс-министру спорта Назиру Шамсутдинову. В праздничном интервью 73online.ru он рассказал о том, как пришел к Богу, о правде с кулаками, об отношении к происходящему в спортивной отрасли и скандале в хоккейной «Волге», назвал имя самого эффективного, по его мнению, министра спорта. Спросили мы и о трёх главных заповедях Назира Шамсутдинова.

— С чего началось ваше утро?

— С поздравлений! Потом пошел на службу. Сегодня большой праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Вчера провели крестный ход. Сейчас вернулся домой и завис с телефоном.

— Будете отмечать юбилей?

— Многие в городе меня знают — у меня все спонтанно. Если что-то получится, то это будет душевно. Без сценария, без определенных приготовлений. Самые близкие просто заезжают. Никаких требований мы друг другу не предъявляем, кроме требований дружбы.

— Что подарили?

— Скуфейку! Это как тюбетейка, но с православными крестами.

— Назир Шамсутдинов со времен, когда вы были министром, и нынешний Назир Шамсутдинов — это разные люди?

— Принципиально — нет, но любовь все покрывает. При этом ненависть к неправде — тоже никуда не девается. Состояние «пандемии лжи» никуда не уходит и держит в тонусе. Я понимаю, за что нам это и почему. Смысл жизни мы потеряли. Нам навязали какие-то чуждые вещи. Мы повелись.

— О какой любви вы говорите?

— Первая заповедь какая? Возлюби ближнего своего.

— С каких пор вера стала занимать важную роль в жизни?

— Я крещен 25 лет назад. Хотя я не был мусульманином. Просто был, как считаю, хорошим сыном своих родителей, работающих на автозаводе. Тогда ни религия, ни родной язык не были в приоритете — просто была другая культура. К 30 годам понял, что путь без духовности — это путь в никуда. Я же все-таки аналитическим умом обладаю — понял, что без этого пропаду. И крестился. Неожиданно причем. Просто ехал по Карла Маркса мимо Воскресенской церкви храма и заехал, крестился у отца Бориса. С этого началась моя жизнь во Христе.

— Почему христианство, а не мусульманство?

— Я не знал мусульманства. Вот в чем дело. Здесь не стоял вопрос — то или другое. Искра божья коснулась. У многих есть предвзятое отношение: мол, ушел из мусульманства в христианство. Это не так.

— Как оцениваете нынешнюю ситуацию в спортивной отрасли? Особенно, что касается хоккейной «Волги».

— Я могу много чего сказать, но я вынужден заткнуться до того периода, пока отраслью руководят соратники из моего цеха — борцы. Поэтому публичные комментарии — это неприлично. Их отцы были нашими тренерами. Что я могу констатировать — институт гражданского регулирования как общественный совет стал хиленьким. Нужно перезагрузить совет и расчищать авгиевы конюшни. В свое время мы через него регулировали многие вещи. Не давали раздувать кредиторку, более-менее профессионально работали со стройками. Сейчас таких институтов нет. Спорт — это целая отрасль, которая одна из немногих дает позитивную повестку. И если она будет омрачаться кадровыми или финансовыми скандалами — это не красит. Мы последние козыри теряем.

Мне не нравится засилье авторитаризма и принятие решений по вертикали. Если ты руководитель отрасли и отвечаешь за нее, то у тебя должны быть свои кадровые решения, своя политика. Если ты становишься заложником конъюнктуры, то ты станешь крайним, не реализовав своих намерений и стратегии. Я был министром спорта месяц, потому что озвучил три требования. Первое — ведем жесткий аудит. Второе — никаких шариков-фонариков. Третье — кадровая политика. Это мое дело, а не корпоративных групп, которые суют своих людей. Естественно, через месяц мы расстались, потому что система не предполагает такого. Авторитета моего было достаточно — около 30 федераций написали губернатору Морозову с просьбой назначить меня министром спорта. В мои планы не входило быть министром, люди меня попросили. Сергей Иванович не отказал, но работать в этой системе на результат было невозможно. Поэтому мы мирно разошлись, как в море корабли.

А таких, как Марат Шакуров, я бы усиленно защищал. Потому что это системная ошибка недофинансирования, а не то, что хотят сейчас изобразить. Эта ситуация десятилетий, а менять ее никто не хотел. И решать ее никто не собирается, а стрелочника найти надо. Я за Марата, потому что заложником системы может стать любой.

— Какой министр спорта региона был, на ваш взгляд, наиболее эффективным?

— Это зависит от периода его работы. Заслуга моей команды, например, что мы убрали [Сергея] Кузьмина — он зачинщик всего бардака в спорте. Я бы отметил Николая Цуканова. Он определил стратегические моменты и приоритеты. Разобрался, при каких обстоятельствах мы будем получать большее КПД.

— В вашей жизни не раз были ситуации, когда приходилось отстаивать правоту кулаками. Сейчас так можете?

— Правота правоте рознь. Обижают слабого — снесу сразу. Все проблемы возникают от некомпетентности людей. Люди, которые не соображают ничего в определенной сфере жизни, начинают тебе навязывать свое мнение и действия. Сначала, естественно, берется максимальное количество лайтовых вариантов — объяснять, передавать через близких. Тут знаете, как лошадь, которая ни разу по морде не получила уздечкой, не будет нормальной лошадью.

Есть то, о чем вы жалеете?

— Масса вариантов, но у нас есть такое таинство — покаяние. В этом плане спасаемся. Взял чужое — отдай. Обидел — попроси прощения. Наибольшая добродетель — возлюби врагов своих. У нас в общине девиз основной: гнушайтесь врагов божьих, поражайте врагов отечества, любите врагов ваших. Ваши враги даются вам для смирения. Вот этому бы научиться.

— Три заповеди Назира Шамсутдинова.

— Не бойся быть белой вороной — первая. Все равно царствие небесное не от мира сего, а это все временное. Второе — не будь белой вороной по гордыне, а будь белой вороной по любви. Третье: семья — малая церковь, и чти отца и мать своих.

Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online

Елена Скворцова