В первой декаде декабря в Симбирске тесно переплелись две даты — Наумов день, празднующийся 14 декабря, и открытие государственной гимназии, приуроченное также к дню рождения императора Александра I 12 декабря.

В народном календаре 14 декабря отмечено как День пророка Наума, который напрямую связан с образованием, учением и грамотой. Его считали наставником, покровителем и помощником людей умственного труда. В училищах и школах его ещё называли Грамотником.

— В прошлом с этого дня в селах, деревнях и небольших городках детей начинали грамоте учить. Это было наиболее удобное время для овладения азами счета и чтения крестьянину — урожай собран, подростковой и детской работы в доме практически нет, на улице морозно, целыми днями приходится сидеть в доме, где душно, тесно, вечно кому-нибудь под руку попадаешь. А грамотный человек нужен в каждой семье. Приурочили начало занятий именно к первому дню декабря (по старому стилю), потому что покровителя дня — святого Наума — народные «языковеды» напрямую связали с учением. Ведь его имя производится от слова «ум», что закрепилось в многочисленных поговорках («Пророк Наум наставит на ум»; «Наум и худой разум на ум наведет»).

Обычно в этот день служили в церкви молебен, просили у священника благословения на ребенка, которого отправляли учиться. Новоиспеченного ученика с хлебом-солью отводили к учителю. После первого урока дома для учителя устраивали угощения, одаривали его подарками, — рассказывают в музее «Симбирская классическая гимназия».

День открытия гимназии в Симбирске также пришелся на начало декабря. Случилось это важное событие 12 декабря 1809 года и было приурочено ко дню рождения императора Александра I. Открытие учебного заведения стало знаковым событием для губернии и вписалось в широкую программу реформ, инициированных правительством.

Согласно утверждённым в январе 1804 года «Предварительным правилам народного просвещения», гимназии должны были открываться в каждом губернском городе, и Симбирск не стал исключением. Государственные гимназии были задуманы как всесословные, что позволило детям даже «несвободных состояний» получить доступ к качественному образованию. Это было значительным шагом к интеграции различных слоев общества в образовательный процесс.

— Учебная программа гимназии была классической, предполагая изучение обязательных предметов, таких как латинский и греческий языки, литература и математика. Интересно, что на изучение древних языков отводилось 11 часов в неделю, в то время как на русский язык — всего четыре. Классическое образование обеспечивало не только языковую грамотность, но и способствовало глубокому пониманию основ европейской цивилизации. Кроме того, оно формировало у учеников аналитическое мышление, культуру научного подхода и критического осмысления.

Отношение к такому образованию у гимназистов было диаметрально противоположным. Один из учеников гимназии выразил свои чувства в следующей записи: «Как долго придется нам ждать той благословенной поры, когда мы будем без боязни и вполне доверять нашим училищам! Если прибавить к этому латинский и греческий языки, за которыми ученики убивают большую часть времени и которые иссушают и доводят до отчаяния мальчиков…, то станет понятно, как должны страдать те бедные родители, которые менее имеют возможности посылать своих детей в другие учебные заведения, где сыновей не давил классический кошмар и откуда не выгоняли бы их толпами за неуспехи». Однако среди учеников также были и те, кто оставался довольным своим обучением. Например, выпускник Михаил Григорьев в своем дневнике оставил такую запись: «<…> Москва, 12 декабря 1964 года. И если бы мне предложили вернуть обратно какие-то прожитые годы, то я попросил бы вернуть мне годы ученья в гимназии <…>», — говорит старший научный сотрудник Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Ирина Макеева.

В свободное время гимназисты могли заниматься музыкой и танцами по своему желанию. К середине 90-х годов 19 века в Симбирской гимназии уже было два оркестра. В актовом зале гимназии проводились литературно-музыкальные вечера. Под высокими сводами звучала музыка, исполнялись арии и романсы, гимназисты читали произведения классической литературы, иногда и собственные стихи. Как правило, вечера заканчивались танцами. Вечера, их торжественная и тёплая обстановка надолго оставались в памяти учеников.

Традиция музыкальных вечеров и балов продолжается и сегодня. Совсем скоро в актовом зале музея соберутся ученики суворовского училища и ученицы танцевальных студий Ульяновска. Их ждут менуэты, вальсы, польки, атмосфера старинного учебного заведения и предновогоднее настроение.

Фото предоставлены Музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина»

Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online

Татьяна Лисицына