В начале лета глава регионального правительства Владимир Разумков дал поручение провести независимый аудит школьного питания с привлечением федеральных экспертных центров, а также поставил задачу утвердить методику определения стоимости продуктового набора, стоимости услуг по горячему питанию и типовое региональное меню. Выполняя это поручение, директора школ воспользовались программным средством «Мониторинг питания и здоровья», которое разработано Новосибирским НИИ гигиены Роспотребнадзора. Было оценено соответствие типа пищеблока имеющимся производственным помещениям и оборудованию. Результат: только 11 из 350 пищеблоков школ Ульяновской области соответствуют по своим параметрам заявленному типу. Поговорили с директором института, доктором медицинских наук, профессором Ириной Новиковой о том, насколько серьезна ситуация и как ее исправить, а также о работе возглавляемой ею структуры.

— Ирина Игоревна, ваш институт играет важную роль в государственной политике в сфере социального питания, проводником которой является Роспотребнадзор. Расскажите подробнее и о политике, и о роли вашего института, о тех задачах, которые вы решаете в рамках национального проекта «Демография».

— Наша стратегическая задача заключается в обеспечении безопасности питания разных слоев населения, в особенности, конечно, детей, за счет разработки наиболее адекватных методических и нормативно-правовых документов. Это серьезное направление в деятельности Роспотребнадзора, часть ее поручена нашему институту. Если заострять внимание на проекте «Демография», то здесь речь идет о выполнении задач федеральной программы «Укрепления общественного здоровья», а именно о направлении «Мониторинг питания школьников». Во всех субъектах РФ было проведено интервьюирование школьников, родителей, организаторов питания. А мы занимались анализом результатов.

По поручению Роспотребнадзора также разработали программное средство «Мониторинг питания и здоровья» — это электронная система, которая помогает правильно анализировать и организовывать школьное питание. Мы стремились сделать удобный сервис, пользоваться которым возможно в любой организации, вне зависимости от наличия суперквалифицированных кадров – при разработке меню и оценке его качества, при планировании поставок продуктов, для учета особенностей детей с заболеваниями, требующими индивидуального подхода в питании.

Велосипед изобретен. На нем или пешком?

— Как возникла идея создания такой программы? Это зарубежная практика?

— Нет, эта идея родилась в России, она основана на глубоком понимании отечественной проблематики, на обширном взаимодействии с образовательными организациями, в особенности Омской и Новосибирской области. Программное средство: «Мониторинг питания и здоровья» был разработан Институтом в рамках задач ФП «Укрепление общественного здоровья». Задачи были такими: чтобы а) работало; б) не сильно всех напрягало; в) было бы эффективным в использовании.

— Как это работает? Кто является пользователем системы? Для чего используется на практике?

— Программное средство размещено на сервере института, доступ к нему осуществляется через наш сайт: представители образовательных учреждений подключаются к нему и начинают работать. То есть нужно просто зарегистрироваться, и можно начинать работу. Примерно половина всех пользователей обращается к программному средству для того, чтобы, во-первых, разработать меню, которое отвечало бы физиологическим потребностям школьников, и, во-вторых, решить задачи с организацией питания детей с сахарным диабетом и пищевой аллергией. Многие пользователи проводят мероприятия родительского контроля, мониторят условия организации питания в тех или иных образовательных организациях. То есть возможностей достаточно много, их число увеличивается – мы регулярно информируем пользователей о наших новых сервисах. А они уже выбирают, пользоваться ими или нет.

— Использование вашего программного средства обязательное?

— Нет, сугубо добровольное. Это тот велосипед, который мы разработали, а дальше каждый сам решает, как ему двигаться — ехать, идти пешком или идти пешком и нести на себе велосипед.

Хорошо организованное питание — возможно!

— Исходя из вашего опыта, какие проблемы организации питания в дошкольных и школьных учреждениях можно назвать основными? В чем причина данных проблем? Какие из них наиболее сложные, то есть трудно поддающиеся исправлению?

— Основная проблема — это дефицит кадров, то есть работников пищеблока. Я говорю это не только исходя из реализации нашего проекта. Если с вопросом оснащения большинство организаций справляется, то кадры ничем не заменишь. А если говорить о проблемах с разработкой меню, то с решением этой проблемы мы помогли и продолжаем помогать. В открытом доступе находится большое количество методических и информационных материалов, поэтому, на мой взгляд, правильно организовать питание сегодня не составляет особых трудностей. Если есть кадры, оборудование, поставщики, то сделать это не так сложно.

— Насколько активно используется ваша программа в России?

— Важно понимать, что программное средство не единственное из используемых на территории страны для построения меню. У нас более 7500 пользователей. Есть те, кто решает свои локальные вопросы. Также среди пользователей есть государственные и муниципальные органы образования, для них уровень решаемых задач гораздо масштабнее. В Новосибирске практически каждая школа использует в работе наше программное средство. Но ничего страшного нет, если в каких-то субъектах нашими сервисами пользуются лишь отдельные организации. У каждого свои задачи, каждый ищет удобное для себя решение — некоторые пользуются нашим программным средством, некоторые — другими инструментами. Это не панацея, мы не единственные на территории РФ.

Цель одна — подходы разные

— Можно ли вести речь о создании в нашей стране единообразной системы школьного питания и контроля за ним? Или регионы/муниципалитеты должны по-своему решать этот вопрос — скажем так, горизонтально?

— Задача эта вертикальная, несомненно. Для того и существует законодательство, нормативные акты и технические регламенты. Они обязательны. Так, санитарные нормы и правила в действующей редакции содержат требования, которые являются обязательными для всех участников процесса организации питания. Следующий уровень — методические рекомендации, которые уже не носят обязательного характера. Они подсказывают, как сделать так, чтобы питание отвечало всем действующим обязательным требованиям, регламентированным санитарными нормами и правилами.

При этом каждый субъект имеет, несомненно, особенности. Они могут быть связаны и с национальным составом проживающих, климатическими, географическими и иными особенностями территорий. Поэтому логистика организации питания может быть разной. Это может быть питание на сырьевом цикле, на полуфабрикатах и привозное питание. Главное, чтобы оно соответствовало требованиям по качеству и безопасности. И ребенок не должен чувствовать какие-то различия в подходах.

А что в Ульяновске?

— В Ульяновской области воспользовались вашим программным средством, и те результаты, которые стали известны общественности, тревожат: только 11 из 350 пищеблоков школ региона соответствуют заявленному типу. Допускается ли это СанПиН? Насколько серьезна такая ситуация?

— Ульяновская область не очень активно пользуется нашим программным средством. Так, лишь шесть организаций используют сервис родительского контроля. То, о чем вы говорите — 359 ульяновских школ внесли информацию по имеющемуся у них технологическому и холодильному оборудованию. Из них 39 на сегодня соответствуют той форме организации питания, которую они заявили исходно. В данном случае комментировать не буду, организация имеет право выбора: она может организовывать питание в формате аутсорсинга или самостоятельно, может работать на полуфабрикатах, в том числе и высокой степени готовности, или же на сырьевом цикле. Наш сервис анализирует соответствие заявленного технологического цикла имеющимся условиям в части наличия производственных помещений и их оснащения.

— Как улучшить организацию питания в ульяновских школах?

— Мне сложно сказать, ведь я не житель Ульяновской области. Мы для всех регионов открыли в полном объеме возможности работы с нашей программой. Мы готовы к взаимодействию. Ежедневно в наш чат поступает по 30–40 запросов из разных регионов, мы отвечаем на них максимально быстро и полно. Чтобы решать проблемы, нужно их сначала увидеть – мы помогаем это сделать.

Беседовал Влад Градов