«Наш бизнес-климат стал более динамичным и перспективным», — считает руководитель регионального центра «Мой бизнес», председатель регионального отделения «Опоры России» Руслан Гайнетдинов. Накануне Нового года корреспондент 73online.ru поговорил с ним о достижениях и проблемах малого и среднего предпринимательства, о рекордном росте налоговых отчислений, о вовлечении молодежи в предпринимательство по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство».

— Руслан Шевкатович, малое и среднее предпринимательство — это юридические лица, индивидуальные предприниматели и самозанятые. Если бы у вас был выбор, какой статус вы взяли бы? И почему?

— А я уже сделал свой выбор – более десяти лет я был индивидуальным предпринимателем, свой ИНН помню наизусть. Поэтому, как только Алексей Юрьевич (Русских — прим. ред.) меня отпустит, на следующий же день восстановлю «ИП Гайнетдинов».

— 1200 новых предприятий малого и среднего бизнеса зарегистрированы в этом году в Ульяновской области. Это много для региона или мало?

— Это действительно большая цифра, если учесть, что у нас в области в целом 44 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства. И 1200 новых предприятий — хороший показатель прироста – около четырех процентов.

– И еще немного цифр. Рост налогов составил рекордные 38%. Получается, количество перешло в качество?

— Напрямую эти две цифры я бы не связывал. Новые предприятия, о которых мы говорим, — это, скорее всего, стартапы в классическом виде. И моментально ждать от них больших налоговых поступлений маловероятно. Не ошибусь, если скажу, что 99 % налогов — это налоги от действующих предприятий.

— Ваша организация уделяет большое внимание образовательным проектам. Насколько они действенны?

— Во-первых, это национальные проекты, а не какое-то наше рвение. Они предусмотрены в государственных программах. Это что-то вроде курса «молодого бойца» для начинающих предпринимателей. На них учат не только как правильно зарегистрироваться, сориентироваться, но и тому, как правильно продавать на тех же маркетплейсах, к примеру. Во-вторых, это проекты вовлечения в предпринимательскую деятельность. Именно они помогают получить своеобразную инструкцию по разным направлениям. Например, как задать нужный вопрос по предпринимательской деятельности и получить на него правильный ответ. Кстати, в 2013 году мы в Ульяновской области первыми в стране придумали и сформировали многофункциональные центры для бизнеса. И в этом году ульяновские предприниматели получили более двух тысяч услуг на этой платформе — тоже своеобразное достижение.

— Какое место в этих проектах занимают «Лига студенческого предпринимательства» и «Лига школьного предпринимательства»?

— Для нас молодежь — главный поставщик новых субъектов. Поэтому стараемся формировать у ребятишек положительный образ предпринимателя, рассказываем, какое важное место занимает он в экономике страны. Кроме двух этих Лиг, мы разработали еще и систему, позволяющую любому школьнику выбрать основы предпринимательской деятельности как внеурочную деятельность. Кстати, ни в одном регионе России, кроме нашей Ульяновской области, такого нет. Для самых активных участников «Лиги школьного предпринимательства» в конце года традиционно подводим итоги. Причем в определении лучших проектов активно участвует и Алексей Юрьевич (Русских — прим. ред.).

— Глаза горят у детей?

— Еще как! Недавно я был на такой церемонии и награждал авторов проекта по производству креативных шапочек. Девчонки радовались так, словно миллион рублей выиграли.

— Вернемся к взрослым предпринимателям. С какими проблемами, прежде всего, они идут в центры МФЦ?

— С проблемами они приходят в институт уполномоченного по правам предпринимателя. Ульяновская область к его появлению имеет самое непосредственное отношение. Несколько лет назад он был создан и узаконен именно в нашем регионе, а только потом вышел на национальный уровень. А вот в МФЦ предприниматели идут зарегистрироваться, выбрать ту или иную систему налогообложения, выбрать земельный участок для реализации проекта, проконсультироваться. Самая популярная тема консультаций — налоги. Она составляет примерно половину запросов.

— 2024-й год для ульяновского предпринимательства был сложным или интересным?

— Все, что происходило в этом году, мы все проходили ранее — и в кризисный 2008-й, и в ковидный 2020-й, и сейчас во времена санкций. И здесь дело не только в предпринимательстве, а в экономике в целом. Несмотря ни на что, она растет. Востребованность военной промышленности этому способствует. И сегодня нет ни одного производственного бизнеса, который не был бы загружен на три года вперед. Отсюда, кстати, и беспрецедентный рост налогов, с чего мы и начали наш разговор. Более того, несмотря на то, что Центральный банк охлаждает и охлаждает экономику повышением ключевой ставки, в этом году кредитование увеличилось. Поэтому 2024-й год — не плохой и не хороший, он — растущий.

— Что ждете от 2025 года? Есть ли резервы у малого и среднего предпринимательства и в чем они?

— На сегодняшний день мы фиксируем снижение потребительской активности, с одной стороны, и прирост объема депозитов — с другой. Поэтому потребительская активность, наверное, продолжит движение вниз. Но критичного, думаю, ничего не произойдет. Понятно, что весь бизнес сейчас ждет выправление ключевой ставки, чтобы продолжить реализацию инвестиционных проектов и запустить новые — в туристической сфере, в сфере услуг. А что касается малого и среднего предпринимательства, то скажу так: во все времена оно было и остается самым приспосабливающимся сектором экономики. Это и есть его главное преимущество.

Михаил Россошанский

Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online