Внести первые изменения в закон об «автогражданке» планируется в 2019 году, масштабная реформа будет проводиться в несколько этапов. По оценкам экспертов, цена полиса будет формироваться более понятно и справедливо и практически не вырастет. Нововведения сейчас обсуждаются в Центробанке и Минфине. Как законодательные изменения скажутся на водителях, в материале 73online.ru.

Место жительства – не важно

Сегодня при определении стоимости полиса используется ряд коэффициентов – они учитывают возраст, стаж водителя, мощность авто, частоту ДТП. Формула расчета достаточно жесткая, она не менялась с 2003 года и уже устарела. В ходе реформы предлагается ее модернизировать, осовременить.

В набор коэффициентов входит также территориальный – надбавка или «скидка» в зависимости от того, где живет автовладелец. Его-то и планируется упразднить в первую очередь. Прописка водителя не будет влиять на цену, которую тот заплатит за «автогражданку», и это решение многие называют справедливым.

Сейчас стоимость ОСАГО может быть в 2 раза выше или на 40% ниже базовой только исходя из того, в каком регионе или населенном пункте зарегистрирован владелец машины. Например, в Ульяновске действует коэффициент 1,5, тогда как в Ульяновской области – 0,9. Хотя связи между местом жительства водителя и аккуратностью вождения не прослеживается.

Я прописан в городе, а мой знакомый – в районе. И хотя у меня аварий и штрафов было в разы меньше, чем у приятеля, платим мы все равно примерно одинаково, я порой отдаю больше за ОСАГО, чем он. Это как минимум меня удивляет, – рассказывает житель Ульяновска Юрий.

Директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния отмечает, что нынешняя формула расчета полиса не учитывает некоторые важные параметры, уравнивает водителей вне зависимости от их поведения на дороге.

Действующую сегодня систему тарифов сложно назвать гибкой, – подчеркнул в комментарии изданию NewsTracker Филипп Габуния. По его словам, она была хороша на момент запуска ОСАГО, когда не позволяла страховым компаниям завышать цены и делала полис доступным для большинства автомобилистов. Но со временем формула расчета стала уравнительной, а иногда и попросту несправедливой, когда аккуратный водитель, по сути, платит за лихача.

Реформа «автогражданки» подразумевает, что страховщики получат право при формировании стоимости полиса использовать дополнительные критерии, устанавливать цену для каждого водителя индивидуально в рамках тарифного коридора. Среди таких параметров могут быть количество полученных и оплаченных штрафов ГИБДД, число аварий, частота использования машины. При этом профессиональные водители (те, для кого это способ заработка), лихачи и нарушители будут платить больше, а аккуратные автолюбители, выезжающие не так часто, – меньше.

Без учета лошадиных сил

Отказ от учета мощности автомобиля станет следующим этапом реформы ОСАГО. Нынешним владельцам машины со121–150 лошадиными силами полис обходится на 40% дороже, хотя количество такого транспорта на дорогах с каждым годом растет. Обладателям авто со 151-й и более «лошадками» приходится отдавать за ОСАГО на 60% больше. И даже для автомобилей с мощностью двигателя от 71 до 100 лошадиных сил действует повышающий коэффициент. Его предлагается исключить.

Каждый платит за себя

Самый важный вопрос, который волнует всех автовладельцев в преддверии изменений закона, – не станет ли ОСАГО дороже? Эксперты заявляют: расчет будет индивидуальным. Для лихачей стоимость страховки может вырасти, а вот для благонадежных и добросовестных водителей – снизиться. Но в среднем цена останется на прежнем уровне.

Мы предлагаем изменить систему, чтобы каждый платил сам за себя, – объясняет Филипп Габуния. – Нововведения должны дать страховым компаниям возможность использовать дополнительные критерии для оценки, предлагать более дешевые полисы для аккуратных водителей и устанавливать справедливую стоимость для лихачей.

Ограничение максимальной стоимости полиса сохранится в любом случае – оно гарантирует, что цены не будут расти сверх меры, неконтролируемо. Если какие-либо страховщики начнут «задирать» тарифы, Банк России вправе будет потребовать у таких компаний снизить цены.

Кроме того, нововведения предусматривают сохранение возможности самостоятельно рассчитать примерную стоимость полиса. Пока действуют жесткие правила расчета, сделать это легко: любой автовладелец может применить набор коэффициентов. При индивидуальном подходе задача усложнится, поэтому страховые компании обяжут размещать на своих сайтах онлайн-калькуляторы ОСАГО.

текст: Татьяна Лисицина

фото: https://pixabay.com/ru/