Эксперты федерального уровня считают, что агротуризм набирает популярность и побывать на агроферме хотели бы 60 % людей, принявших участие в опросе ВЦИОМ. В Ульяновской области ситуация не такая радужная. Отвечая на формирующийся спрос, местные аграрии начинают развивать у себя туристическое направление. Однако пока говорить о том, что оно может быть самостоятельным и приносить стабильный доход рано. Пока это больше похоже на маркетинговый ход, призванный нарастить продажи продукции собственного производства.
Агротуризм — это отдых в сельской местности на базе фермы или другого производства экологически чистой продукции.
Издание «Восток медиа» выделяет классический, гастрономический, событийный, культурно-этнографический виды агротуризма. Как рассказал 73online.ru глава агентства по туризму Денис Ильин, в Ульяновском регионе они представлены почти все. Исключение составляет лишь классический сельский туризм, поскольку он подразумевает полное погружение гостя в деревенский быт, а такой вид отдыха не сильно востребован.
По данным ВЦИОМ, потенциальные российские агротуристы чаще всего отдают предпочтение проектам с развитий гастрономической и познавательной составляющей. Такая же тенденция прослеживается и в Ульяновской области. И в ответ на спрос со стороны потенциальных клиентов в регионе развиваются именно эти направления.
Пасека Лопатиных появилась в Чердаклинском районе, когда там хозяйничали дед и бабушка сегодняшнего владельца Михаила Лопатина. Сначала они ухаживали за колхозными пчёлами, а потом появились свои, дело стало семейным.
На территории пасеки есть два гостевых домика, мангальная зона, баня с чаном. Рядом лес и небольшой пруд, летом можно собирать ягоды и грибы. Сюда приезжают любители природы и тишины, которая, по словам хозяина «давит на уши».
Михаил Лопатин отметил, что не зарабатывает на встрече гостей, и вложения в строительство домиков окупятся нескоро. Он пояснил, что пасека может стать более привлекательной для туристов, если расположить её ближе к городу, и там будет всего пара десятков пчелиных семей. По сути, это место станет бутафорским. Сам Лопатин не склонен этим заниматься. Туристов встречает «для души» и нацелен на производства мёда.
Туристический компонент в работе ульяновского фермера — далеко не центральный. Основные усилия аграрии направляют на развитие хозяйства и продажу продукции, а организация турпотока помогает им продвигать свой товар.
Элла Глебова открыла для посещений ферму «Смородиновский барашек», чтобы показать, «какой долгий путь проходит молоко перед тем, как попасть на стол в виде сыра». По её словам, гостям предлагают широкий спектр развлечений. На территории экофермы есть кемпинг, можно арендовать палатку, сходить баню, принять душ, развести костёр. Оборудовано место для автодома. Однако оно, по словам хозяйки, не пользуется спросом.
На ферме «Смородиновский барашек» для гостей организуют экскурсии, тематические мастер-классы, угощение из местных продуктов, экологичную продукцию для покупки от баранины и мясных полуфабрикатов, до сыров и натурального мыла на козьем и овечьем молоке.
На ферме готовы встречать семьи с детьми, школьников, корпоративных клиентов. Для разной публики подготовлены свои развлечения и своё меню в кафе, где готовят из продуктов собственного производства.
Подобным образом дела складываются у большинства опрошенных экспертов. Так, в обороте крупной животноводческой фермы «Агронетун» на долю турнаправления приходится лишь 0,25% оборота. Как рассказала куратор туристического направления «Агронептун» Дарья Радаева, прежний глава предприятия Марат Аббозов принял решение дополнить производство туристической составляющей, когда село начали активно посещать партнёры, которым приходилось оставаться на какое-то время. Дома для гостей построили с использованием средств, выделенных в рамках программы «Агротуризм». При этом, как уточнила Радаева, вложения окупятся не раньше, чем лет через 10, и то при условии, что гости будут заполнять 65 % площадок по выходным. И если за прошедший год «Агронептун» заработал порядка 800 млн рублей, то домики принесли только около 2 млн рублей.
В «Казачьем хуторе» в селе Троицкий Сунгур для посетителей проводят экскурсии, мастер-классы, которые активно предлагают сами местные жители, готовые показать, как они доят коров или пекут пироги.
Большим спросом пользуются услуги конного центра «Серебряная грива».
Одна из целей хозяев объекта звучит как стратегическая – поднять село Троицкий Сунгур и привлечь туда молодежь.
Дарья Радаева рассказала, как выглядит посещение предприятия школьниками. Сначала подростки зажимают носы, вдыхая ароматы скотоводческого комплекса, но слушая рассказы увлечённых своим делом людей, начинают проявлять интерес и постепенно забывают о брезгливости.
Владельцы «Казачьего хутора» мечтают возвести двухэтажное здание с панорамными окнами, выходящими на лес и на набережную с рестораном и конференц-залом, банный комплекс с купелью и чаном. На территории поработает ландшафтный дизайнер, чтобы сделать её зелёной и уютной. «Хуторяне» считают, что на идеальной базе отдыха должен быть открытый бассейн летом и ледяные горки зимой. Обдумывали организацию контактного зоопарка с альпаками.
И это не удивительно, ведь ульяновские фермеры рассчитывают на гостей со средним заработком. Основные траты туриста складываются из двух составляющих: непосредственно отдых (экскурсии, еда, проживание и сопутствующие услуги, например, баня) и приобретение продукции производства агрофермы.
Что касается цен на отдых в выходные, то по подсчётам редакции, семья из четырёх человек в один приезд без питания может потратить на ульяновских объектах агротуризма от 3,5 до 15 тыс. рублей. Самый дорогим оказался отдых на экофермах.
По словам хозяйки «Смородиновского барашка», средний чек составляет около 2 000 руб. на человека, без учета ночёвки. Сюда входят экскурсия и обед. Если же гость решил остаться на ночь и попариться в бане, то поездка обойдётся примерно в 14,5 тыс. рублей. На сайте базы отдыха агротуристической направленности «Хутор «Своя ферма» цены похожи. Ночёвка здесь с баней обойдётся семье примерно в 15 тыс. рублей. В «Белоярских садах», где основная деятельность не связана с приёмом гостей, отдыхающая семья потратит меньше, чем на экофермах — порядка 3,5 тыс. рублей за аренду беседки.
О популяризации сельской жизни задумывается ульяновский бизнесмен Фёдор Иванов. Он вырос в селе Вислая Дубрава Чердаклинского района. Иванов развивал дело в сфере строительства, а потом решил вернуться на малую родину.
Он посадил в Вислой Дубраве сады на площади в 300 гектаров. На этой территории расположены беседки с мангальной зоной. Хозяин показывает гостям обширные посадки и живописные окрестности. В планах покупка велосипедов, чтобы объезжать на них территорию.
К Фёдору Иванову приезжают за фруктами, пастилой, яблочными чипсами, соками, а также за свежим воздухом, единением с природой. Периодически в садах объявляют самосбор яблок и ягод.
Фёдор Иванов подчеркнул, что село постепенно исчезает. В Дубраве насчитывается чуть более сорока жителей. И Иванов предпринимает шаги, чтобы привлечь туда молодых людей. В этих целях «Белоярские сады» сотрудничают со студенческими отрядами Ульяновского аграрного университета.
Интересно, что, пожалуй, единственным экспертом, кто говорит о том, что именно гости приносят основной доход, стала хозяйка базы отдыха агротуристической направленности «Хутор «Своя ферма» Елена Белова. Однако, как именно распределяется прибыль между туристическим направлением и производством, она не раскрывает.
База отдыха агротуристической направленности «Хутор «Своя ферма» Елены Беловой «началась» с покупки участка земли, имеющего удачное, на взгляд хозяйки, расположение.
Сначала здесь открылось кафе с блюдами, приготовленными в настоящей русской печи, появился гостевой дом. Позже Белова обустроила банкетный зал, который стал «локомотивом» «Своей фермы» в течение всего года, в том числе поздней осенью и ранней весной, когда люди не особенно стремятся на природу. На хуторе оборудовали ремесленный центр, где проводят мастер-классы для детей и взрослых. Летом доступен бассейн с лаунж-зоной с подогреваемой и очищаемой водой и лежаками.
Елена Белова подчеркнула, что сельский колорит не должен быть в избытке, и на базе отдыха необходимо создавать комфортные, цивилизованные условия.
– Мы пробовали не ставить в номерах телевизоры, но гостям это не очень понравилось. Хотели погрузить в экосреду, но туалет на улице не вызвал энтузиазма, − отметила Елена Белова.
В случае с покупкой фермерских продуктов ВЦИОМ выяснил, что большинство гостей, даже под впечатлением от приятного досуга, не готовы тратить больше 5 тыс. руб. за раз на их приобретение. Связано это в первую очередь с ценой таких продуктов. Например, брынза из козьего молока у Глебовой стоит 450 рублей за 100 граммов. Для сравнения: в «Ашане» за те же деньги можно купить 515 граммов брынзы на коровьем молоке, а продукт на козьем молоке там стоит 240 рублей за 100 граммов. И даже то, что по оценке владельцев «Казачьего хутора», около 60 % товара выкупают не сельчане, а те, кого они видят в магазине впервые, ситуацию не спасает. Говорить о том, что это направление приносит владельцам существенный доход, рано. Агротуризм можно пока лишь рассматривать как маркетинговый инструмент, стимулирующий продажи весьма недешёвых фермерских продуктов.
По оценке Дениса Ильина, у агротуризма в Ульяновской области довольно большие перспективы. Глава Агентства по туризму называет регион «достаточно сельскохозяйственным» и считает, что фермеры заинтересованы во встрече гостей.
Однако сами владельцы опрошенных ферм, говоря о планах, во главу угла ставят все-таки развитие производств и сначала перечисляют такие проекты, как закупка оборудования, посадочного материала, новых пород животных, а лишь затем говорят об улучшении турпродукта.
Фото со страницы ВК Эллы Глебовой, фермы «Смородиновский барашек», предоставлены Дарьей Радаевой, Фёдором Ивановым, Еленой Беловой, с сайта хутора «Своя ферма»