Вопрос с типовым определением пищеблоков и обеденных залов в школах региона поднимался давно и неоднократно. И сейчас, когда учебный год начался и чиновники торжественно перерезали ленточки, Ульяновская область рискует не справиться с поставленной правительством задачей по стандартам питания. Как выяснил 73online.ru, только 11 школьных пищеблоков соответствуют своему типу. Эксперты считают, это говорит о рисках для директоров учебных заведений.

Пищеблок является одной из ключевых составляющих организации детского питания, и его оснащение играет важную роль в обеспечении качества и безопасности для учащихся. Выбирается он в зависимости от размера и потребностей школы.

С введением «президентского завтрака» Роспотребнадзор Ульяновской области начал все чаще делать замечания о недопустимости использования пищеблоков в несоответствии с их типом и планировочными решениями. В последнем письме на имя губернатора руководитель ведомства Елена Дубовицкая указала на это как на системную проблему.

Как выяснил 73online.ru, премьер-министр Владимир Разумков в начале лета дал поручение провести независимый аудит с привлечением федеральных экспертных центров, чтобы не местные чиновники, а профессионалы, дали свое заключение. Также своим распоряжением он ставил задачу утвердить методику определения стоимости продуктового набора, стоимости услуги по горячему питанию и типовое региональное меню. Контроль за исполнением возложили на Агентство социального питания.

Директора школ самостоятельно вносили данные в классификатор «Мониторинг питания и здоровья», оценивали свой тип пищеблока, производственные помещения и имеющееся оборудование. По результатам мониторинга, который есть в распоряжении редакции, накануне нового учебного года только 11 школ Ульяновской области из 350-ти признаны ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора» соответствующим заявленному типу пищеблока.

Чиновники нам лгали?

Первыми тревогу забили депутаты. Юрий Мухин, который давно занят вопросом качества школьного питания, после получения ответа на запрос от Агентства выложил эмоциональный пост, в котором обвинил чиновников в замалчивании проблемы.

— Ошибаться можно, врать нельзя! Сколько раз наше общество за последнее время прочувствовало на себе справедливость этого высказывания! Но почему-то чиновники всех мастей считают, что в их работе может быть по-другому, можно соврать, отчитаться, «что все хорошо», а там может гром и не грянет… Получил ответ, который шокировал. Согласно результатам объективного мониторинга, наши чиновники долго нам лгали! Фактически все это время повара и директора школ находятся под риском уголовной ответственности, если не дай Бог что-то произойдёт. А школьники, питающиеся в них, находятся в зоне риска! В чем суть? Есть стандарты приготовления пищи. К примеру, мясо, яйца и овощи нельзя хранить, мыть, разрезать в одном помещении. Для каждого вида продукции – отдельная зона, чтобы исключить заражения. Какие риски? Да что угодно: от банального ротавируса до эхинококкоза (то, что было у суворовцев) и сальмонеллеза (в основном, встречается на куриных яйцах). Проблема в том, что наши пищеблоки в школах, в основном, построены по советским очень экономичным стандартам. Там можно лишь проводить «доготовочные процессы» — то есть тушу свиньи или бычка разделывать там нельзя, просто нет условий, — пишет депутат Заксобрания в соцсетях.

Действительно, ведь все школы недавно прошли приемку и получили допуск, куда же смотрели приемочные комиссии?

За разъяснениями 73online.ru обратился к руководителю Агентства соцпитания Алексею Волкову. Он говорит, что причины отрицательного заключения в даже не в состоянии пищеблока (внешне оно может выглядеть прилично и даже обновлённым), а в том, как именно директора школ планируют его использовать. Многие ошибочно определяют именно тип своего пищеблока, собираются использовать его чаще всего как сырьевой, что не соответствует действительности.

— Программный комплекс в таком случае запрашивает соответствующий перечень оборудования, который на многих пищеблоках даже разместить нереально. При этом если директор меняет тип пищеблока на доготовочный, то получает положительное заключение. Есть примеры, когда директора школ либо совсем проигнорировали внесение данных, либо внесли перечень оборудования не соответствующий реальному. В распоряжении указано, что ответственность за достоверность сведений несёт директор школы. А ответственность за безопасность питания и так полностью на нем, в соответствии с федеральным законодательством. Поэтому наш мониторинг не для того, чтобы кого-то привлечь к ответственности (это полномочия соответствующих надзорных структур), а для того, чтобы методически помочь директорам правильно определить возможность использования пищеблока. Ведь с началом учебного года пищеблок — это уже не просто помещения и оборудования, это объект, на котором должен быть выстроен безопасный технологический процесс в соответствии с его типом, — комментирует Волков.

На момент публикации комментарий профильного министерства получить не удалось. 73online.ru готовит официальный запрос СМИ.

Список школ, у которых все в порядке

73online.ru публикует перечень учебных заведений, к которым нет претензий по качеству и безопасности питания школьников. Обращаем внимание, что сюда не вошли элитные гимназии и прославленные лицеи при некоторых университетах, например.

Город Ульяновск:

  • школа №70;
  • школа №72;
  • авторский лицей Эдварса №90;
  • губернаторский лицей №100 (Дальнее Засвияжье);
  • губернаторский инженерный лицей №102 (Новый город).

Районы области:

  • Анненковская средняя школа (Майнский район);
  • Нижнеякушкинская общеобразовательная школа (Новомалыклинский район);
  • Средняя школа №3 в р.п. Кузоватово;
  • Троицко-Сунгурская казацкая средняя школа (Новоспасский район);
  • Силикатненская средняя школа имени В.Г. Штыркина (Сенгилеевский район);
  • Тереньгульский лицей при УлГТУ.

Из них пять школ могут работать на сырье, три — на готовой продукции, две — только на полуфабрикатах, одна — частично на сырье и частично на полуфабрикатах.

Остальные учреждения заключения программного комплекса не получили или вовсе проигнорировали требование предоставить данные.

Фото на главной: КП

Дарья Косаринова