Начальник УМВД по Ульяновской области Максим Петрушин за 10 минут своего выступления в Заксобрании обозначил одну из ключевых проблем правоохранителей — с развитием интернет-технологий растет количество кибермошенничеств.

Сегодня весь мир завязан на бесконтактном способе оплаты товаров и услуг с помощью мобильных банков: «Это удобно, шагнул вперед искусственный интеллект — таковы реалии. Но и преступники не дремлют».

Портрет жертвы — не пенсионер, а топ-менеджер

Максим Петрушин подчеркивает, что мошенники не находятся в прямом контакте с потерпевшими, поэтому не видят, кто перед ними — ветеран или человек с ограниченными возможностями здоровья, многодетная мама или подросток. Здесь не срабатывают никакие психологические барьеры — преступнику наплевать. Не редки случаи, когда преступление совершается даже в отношении собственных родственников.

Ульяновцы постоянно становятся жертвами кибермошенников. Ежедневно полицейские фиксируют от 7 до 10 случаев, ущерба — миллионы денег, в том числе кредитных. Зачастую на уловки преступников попадаются военнослужащие, вернувшиеся с СВО. Если 10 лет назад одной из наиболее незащищенных категорий населения считались возрастные люди, то сегодня пострадавшими становятся подростки от 14 лет.

— Раньше жертвами становились люди, которые сидели дома. Мы регистрировали так называемые контактные способы — ваш ребенок попал в ДТП и так далее. Сейчас портрет потерпевшего изменился кардинально — депутаты, учителя, топ-менеджеры организаций, чиновники, даже сотрудники правоохранительных органов, — рассказал начальник главка.

Деньги уходят на финансирование ВСУ

Статистика впечатляет. За пять месяцев 2024 года таких преступлений увеличилось на 6% до 1812 случаев. На 20% выросло количество фактов мошенничеств в целом, на 19% — фактов краж с банковских карт. Из общего массива раскрыто всего 168 хищений. К ответственности привлечено 147 лиц — это больше, чем в прошлом году, когда было 114, но все равно ничтожно мало. Похищено более 407 млн рублей — это колоссальная цифра. Потенциальную характеристику потерпевшего выявить не удается, поэтому работать адресно и достучаться до него не предоставляется возможным. Многие из обманутых признавались, что читали памятки полиции про кибермошенничества, но все равно стали жертвами.

Они бьют наших пацанов...

— Со стороны мошенников идет зомбирование. Раскрывая преступления, мы доходим до недружественных к России стран. В частности до Украины. Мы понимаем, что эти деньги в первую очередь идут на борьбу с нами, на финансирование террористической деятельности, на формирование войск ВСУ. Когда все уходит за рубеж, нам их трудно достать. Уверен, мы к этому придем, — признает Максим Петрушин.

Бросайте трубки

В УМВД выделяют три вида наиболее встречающихся видов преступлений, характерных для Ульяновской области:

  • телефонные мошенничества (под видом начальства, сотрудников ФСБ, банков);
  • интернет-мошенничества (например, под видом продажи санаторно-курортных путевок);
  • инвестиционные мошенничества (интернет-биржа под видом выгодных вложений).

Одиночек мало, в основном преступники действуют в составе преступной группы с колл-центром и технической поддержкой, привлечением дропов, на которых оформляются кредитные карты и обналичиваются деньги. Чаще всего делают автоматические массовые рассылки на тысячную «армию» абонентов, либо адресную атаку с помощью хакеров. Вольготнее всего преступники себя чувствуют на маркетплейсах или на сайтах типа «Авито» — аренда жилья, покупка питомцев: «Здесь все просто. Если вы в объявлении видите, что требуется предоплата, то в 90% случаев это мошенник».

В феврале был случай, когда под видом сотрудников прокуратуры Ульяновской области преступники убедили человека перевести на «безопасный счет» 8,8 млн рублей. «Развели» не пенсионера, не безработного, а ведущего разработчика одной из балансовых платформ — молодого парня 1996 года рождения. В апреле пенсионера из Димитровграда сотрудники «пенсионного фонда» и «Сбербанка» убедили оформить кредит и перевести 6,6 млн рублей. Другие случаи в городе атомщиков — «представитель» Центробанка уговорил взять кредит и перевести 4,9 млн рублей, также под предлогом выплаты компенсации за лечение другой пострадавший перевел 4,1 млн рублей. И таких ситуаций — множество.

Одумайтесь!

— Если вы чувствуете, что вам звонят мошенники, сбросьте звонок, внесите номер в черный список. Дойдите до ближайшего офиса банка и выясните информацию там. Либо наберите менеджера банка по официальным телефонам. Сразу звоните в полицию, чтобы получить разъяснения, как действовать дальше. Не делайте предоплату, покупая товар. Площадки интернет-биржи — это все обман. Если представились сотрудниками ФСБ, УВД, прокуратуры, звоните в дежурную часть. Все номера телефонов доступны, чтобы убедиться в правдоподобности. Узнайте сначала у близких, попали ли они действительно в беду, а только потом принимайте судьбоносные решения, — советует Петрушин.

Привлечь батюшек, таксистов, депутатов и рекламные конструкции

Для каждой аудитории нужен свой лектор. На уровне региона достигнуты договоренности со священнослужителями — с Симбирской епархией и мусульманским сообществом, чтобы после литургии информацию доносили до прихожан. В числе предложений — договориться с местными провайдерами о таргетированной рекламе инструкций и предостережений от действий мошенников, а также установить рекламные баннеры с QR-кодом, по которому будет вся информация.

Начальник ульяновской полиции просит помощи депутатов: «Не каждый человек прислушается к правоохранителям, а мы должны достучаться до каждого. Предлагаю работать с узкими сообществами: есть родительские чаты, старших по домам, группы для таксистов. На встречах с избирателями потратьте две минуты на то, чтобы предостеречь жителей от уловок преступников».

Дарья Косаринова