Сегодня, 21 мая, 65 лет исполнилось председателю реготделения Движения поддержки флота, капитану второго ранга в запасе Николаю Власову. В юбилейную дату ветеран ВМФ вспомнил, как бороздил океаны, а потом сменил службу подводника на работу чиновником.

Николай Алексеевич Власов родился в Будённовке Цильининского района в 1959 году. Окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище. С 1981 года проходил службу во второй Краснознамённой флотилии на полуострове Камчатка. Участник шести дальних походов, в том числе – к берегам США. Имел доступ к управлению атомной стратегической подводной лодкой. Участвовал в ликвидации последствий аварии в реакторном отсеке («Когда случается авария подобного рода, тревога объявляется по всей стране»). В 2005 году инициировал создание «Союза моряков-подводников» в Ульяновске, с 2018 года возглавляет реготделение Движения поддержки флота, являлся сопредседателем Общественной палаты.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Ушёл от погони японцев на атомной подлодке

— Как вас занесло во флот?

— Отец был подводником. Семейная традиция.

— Сколько продлился самый долгий поход? Тяжело было?

— 94 дня. Мне было 22 года, полон энергии и сил, особо не уставал.

— А страшно бывало?

— Однажды в отсеке загорелся трансформатор — накапал конденсат. Нервничал, думал, неужели сгорю? Всё изменилось, когда увидел командира — сидит в кресле, нога на ногу, чешет густую бороду. Крепкий мужик, как бывший министр Черепан. Глаза излучали спокойствие, а не страх, и я ожил! Его внешний вид и самообладание придали уверенность. В тот же день всё потушили.

— Случалось, что психика не выдерживала?

— У меня нет. Был случай с механиком-офицером. Знаете, в жилых отсеках всегда шумит вентиляция, которая очищает аккумуляторную яму от водорода. Если этого не делать, от любой искры может случиться взрыв. Так вот, заходит он в отсек, где живёт командование. А там тишина. Спрашивает дежурного, что случилось, а тот ответил, что вентиляторы выключил. Офицер перепугался, но всё обошлось. Только психика его надломилась — когда заметили, что он сам с собой без мяча в баскетбол играет, отстранили.

— Какие развлечения на борту?

— Самые обыкновенные: кто книги читал, кто в шахматы играл. Иногда фильмы показывали, в основном патриотические.

Подводная лодка проекта 667БДР «Кальмар». Последний корабль, на котором служил Власов

— Были ситуации на грани?

— За два года до увольнения в запас. В Охотском море моя подлодка не пришла вовремя к контрольной точке. Нас потеряли и объявили аварийную тревогу по всему Тихоокеанскому флоту, всполошилась разведка. Стали ускоренно двигаться к подвижной точке и тут сработала аварийная защита, отключилось питание! Корабль стал погружаться. Продули концевые группы цистерн и — наверх. Корабль размером с пятиэтажку вылетел на поверхность, как пробка из-под шампанского. Ветер потащил в сторону Японии. Местные силы нас заметили. Стали сопровождать. Когда подключили системы к реактору, сманеврировали и оторвались. Японцы троекратно увеличили поисковые группы, но мы уже ушли.

Поработал чиновником

— Почему завершили службу?

— Советский Союз перестал существовать, это сказалось и на Вооружённых силах. Флот начали сокращать. Сложные годы разложения дисциплины и морали. Растаскивали корабли, списывали. Когда пришёл приказ Минобороны об увольнении в запас, мне стукнуло 39 лет.

— Что дальше?

— Вернулся на родину. Устроился помощником мэра Ульяновска, замначальника жилищного отдела, затем возглавил МУП «ГУК» Новоульяновска. С 2014 года и до пенсии работал замначальника директора МУП «УльГЭС».

— Вы возглавляете реготделение Движения поддержки флота. Чем оно занимается?

— В основном, патриотическим воспитанием молодёжи. Работаем со студентами, школьниками. За пользу России и флоту два года назад получил самую почётную награду — Адмиральский кортик!

Не прочь стать блогером

— Если бы стали блогером, о чём стали бы рассказывать?

— Наверное, писал бы о замечательных людях Ульяновска и достопримечательностях нашего региона. Замечательные, живописные места! О семейных традициях и ценностях, о взаимоотношениях…

Стилизованная под подводную лодку бутылка водки, которую, со слов Власова, подарил бизнесмен Сергей Курков через друга Сергея Живайкина.

Неожиданно Николай Алексеевич поднялся с дивана и, влюблено взглянув на супругу, продолжил:

— Я знаком с Татьяной с шестого класса, живём душа в душу. Она мой близкий друг и товарищ. Между прочим, мичман ВМФ! В жизни большое значение имеют взаимоотношения, всё, что я по жизни пронёс и несу — это любовь. Супруга поднимала детей одна, меня ждала. Она обалденная рукодельница, прекрасные пироги и торты печёт.

Матёрый подводник превратился в юношу, который объяснялся в чувствах перед возлюбленной. Женщина смущённо покраснела: «Перестань... Вопрос же другой был!».

— Быть моряком — это круто?

— Круто! А подводником ещё круче!

— Джин дал одно желание. Что загадаете?

— Здоровья близким.

— Как будете отмечать?

— В кругу семьи. С цветами маме, за то, что родила. Соберёмся и посидим, подведём итоги.

Фото: 73online.ru

Евгений Кватов