Соглашение между правительством страны и нефтяными компаниями о сдерживании цен на бензин больнее всего ударило по независимым АЗС. Владельцы заправок по всей стране вынуждены терпеть убытки, многие готовые продать свой бизнес. В Ульяновской области в секторе независимых АЗС кризис — предприниматели больше не могут поддерживать «иллюзию работы».

По разным данным в России насчитывается от 15 до 24 тысяч заправок. Из них лишь треть принадлежит крупным нефтяным компаниям, для которых розничная продажа бензина не является основным источников прибыли. Все остальное принадлежит небольшим независимым игрокам. Они не влияют на регулирование цен, а также покупают топливо, в отличии от ВИНК (вертикально интегрированных компаний), которые сами добывают сырье, перерабатывают его и продают как розничным, так и оптовым покупателям. Не смотря на число самих заправок, через АЗС крупных компаний как, например, «Роснефть» или «Лукойл», реализуется гораздо больше бензина, чем у небольших игроков. Эксперты связывают это с тем, что бренд крупной компании больше узнаваем, а значит вызывает больше доверия. Кроме того, когда не удается приобрести топливо по приемлемой цене, независимые АЗС могут прибегать к использованию некачественного продукта, что сильно влияет на доверие со стороны автовладельцев.

В разных регионах соотношение автозаправок крупных сетей и независимых отличается. Например, на Дальнем Востоке или в части областей центральной России небрендовых заправок гораздо больше. Все зависит от того, как исторически развивался рынок на этой территории. На общероссийском уровне первые частные заправки были независимые, и только потом нефтяные гиганты пришли на рынок розничной продажи топлива, выкупая АЗС или строя новые.

В ноябре нефтяные компании подписали соглашение с правительством России, согласно которому цены на топливо не будет расти до конца года, а в следующем году будут расти не выше уровня инфляции. Через несколько дней глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов заявил, что на период действия этого соглашения независимые АЗС будут терпеть убытки. «Независимый сектор не влияет на цены. Он пляшет от тех цен, которые ему установили. Независимому сектору можно продавать товар по любой цене, и нас устроила бы цена и 30 рублей за литр. Дайте только нормальную маржинальность, которая будет больше трех рублей на литр», - цитируют Баженова несколько СМИ.

В Ульяновской области общее число независимых АЗС меньше чем у крупных сетей. Больше 20 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей владеют своими заправками. Это могут быть небольшие сети от 1 до 5 заправок в городе или в сельских районах, так и узнаваемые в регионе бренды. К ним можно отнести «Ресурс-Ойл», владеющую десятью заправками в Ульяновске, или «УльяновскЦентрГаз», имеющую обширную сеть по всей области.

По словам источника 73online.ru, работающего в топливной сфере, сейчас владельцы независимых заправок ждут самого плохого — банкротства и ухода с рынка. «Некоторые собираются продавать свой бизнес и уходить из этой сферы. Кто-то уже выставил бизнес на продажу. Таких историй будет все больше и больше».

Наш собеседник поясняет - независимые АЗС не могут повысить ценник на бензин, потому что иначе будут стоять без клиентов. Сейчас же они продают топливо себе в убыток.

По словам исполнительного директор Российской топливного союза Григория Сергиенко, крупные компании не заинтересованы в расширении своих сетей за счет выкупа доли мелких игроков:

- Выкупать АЗС нефтяных компаний никто не собирается. Кого хотели, они уже выкупили. У них нет желания наращивать количество АЗС, поскольку это достаточно хлопотная и обременительная часть бизнеса. Если бы власти не препятствовали, то они бы от заправок просто избавились бы. Для того, чтобы обеспечить производственный процесс для ВИНК нужна гарантированные механизмы слива излишнего топлива. Вот они через свои АЗС это и делают».

Эксперт пояснил, что перед заправками крупных сетевиков, в отличии, от независимых игроков, не стоит задача зарабатывать. «Там главная задача, нарастить объем реализации. В этом главная проблема, что независимые АЗС и АЗС нефтяных компаний имеют разные задачи на этом рынке и они не могут конкурировать между собой в результате. Они отличаются источником получения топлива и по целям ради которых ведется этот бизнес. Если цели разные, то о какой конкуренции можно говорить», - говорит Григорий Сергиенко.

Артем Горбунов