В кино есть нехитрый приём драматизации ситуации. Допустим, нам показывают радостных людей на борту огромного судна, готового отправиться в плавание: мужчины, женщины, дети. Красиво разодетые, они радостно машут руками провожающим, остающимся на берегу, они в предвкушении путешествия, сулящего новые впечатления и исполнение надежд. Камера скользит по ликующей толпе и «съезжает» на название корабля: «TITANIC»... Он фатально столкнулся с айсбергом весной 1912 года, унося с собою на дно веру в техническое всемогущество человека, «непотопляемый пароход», которые не способен потопить сам Господь Бог, но хватило айсберга... Подобные мысли посещают, когда рассматриваешь готический краснокирпичный корпус Симбирского землемерного училища на улице Энгельса, больше известный потомкам как старое здание «Политеха».

Бывшее землемерное училище на фотографии 1985 года.

Эта выразительная трёхэтажная (с дополнительным полуэтажом) громада впечатляла современников в малоэтажном губернском городе — строилась в 1913–1914 годах, накануне Первой мировой войны. Для Российской империи итогом этой войны стал её распад, революция 1917 года.

Есть заблуждение, что из-за Первой мировой войны на волне ура-патриотизма в России запретили строить здания в готическом стиле, мол, они напоминают о германцах — наших главных противниках в той войне. Но это мы, советские и постсоветские люди, ассоциируем готику с Германией — для наших дореволюционных предков стиль этот чётко ассоциировался с Францией, которая была нашей главной союзницей.

И не в России, а во Франции после начала Первой мировой запретили, как германский, но только не готический, а так называемый романский, более древний и упрощённый средневековый архитектурный стиль.

Но строительство в готическом стиле в России действительно свернулось после начала Первой мировой войны, но не из-за идеологии, а по тривиальным материальным причинам. Симбирское землемерное училище готовилось к окончательной сдаче к концу 1914 года, но достроить его получилось только в 1916 году. Владелец здания, Симбирский 2-й гильдии купеческий сын Василий Ермилович Заборин, непрестанно жаловался на дефицит рабочих рук из-за мобилизации и на подорожание строительных материалов.

Панская улица с Землемерным училищем на дореволюционной открытке.

Раз у здания был частный владелец, то Симбирское землемерное училище тоже было «частной лавочкой»?

Начавшиеся в Российской империи в 1906 году (в разгар Первой русской революции 1905–1907 годов) аграрные реформы, получившие название «столыпинских», требовали значительного числа специалистов, агрономов, землемеров, землеустроителей. С 1909 года для их подготовки в стране стала создаваться сеть казённых землемерных училищ, среди которых и учреждённое в 1912 году Симбирское землемерное училище. До революции было открыто 14 казённых землемерных и ещё три частных.

Брали в училища юношей и мужчин не моложе 15 лет, имевших базовое гимназическое или реальное образование, окончивших городское или уездное училище. Поступающие сдавали всего два экзамена: арифметику и русский язык — зато выпускникам после четырёх лет обучения предоставлялась масса льгот и поощрений по отбыванию воинской повинности, по поступлению в государственную службу. Так велика была потребность в землеустроителях и землемерах!

Новейшее здание выразительной архитектуры также могло стать решительным аргументом для завлекания желающих. Широко распространившийся со второй половины XIX века стиль неоготики очень подходил для учебного заведения, ассоциируясь с «храмами науки», восходящими к европейским школам и университетам Средний веков. Но «пылающая готика» не только про Средние века. Это ещё и торжество передовых для рубежа XIX–XX веков строительных технологий — то, что в ту эпоху строилось и украшалось столетиями, в век технического прогресса занимало считаные годы, а то и месяцы.

Бывшее Симбирское землемерное училище.

Именно для того, чтобы поскорее построить здание, дирекция Симбирского коммерческого училища решила не грязнуть в бюрократической переписке, а договориться с самым известным в дореволюционном Симбирске «девелопером», купцом 2-й гильдии Ермилом Николаевичем Забориным.

Заборин не просто владел недвижимостью в самом центре губернского города, но и с участием лучших архитекторов Симбирска обустраивал в нём сооружения принципиально нового типа. Например, первый в Симбирске и один из старейших в России стационарный кинотеатр, известный потомкам как «Художественный».

Ермил Заборин был владельцем «Дома с орлами» по Овражному, ныне Комсомольскому, переулку. «Дом с орлами» занимало Симбирское губернское акцизное управление, самое, пожалуй, серьёзное фискальное учреждение края, контролировавшее производство и продажу спиртных напитков и иных товаров, обложенных акцизом, устанавливаемым государством косвенным налогом (табак, спички, керосин).

Становится понятной символика орлов, украшающих фасад здания: акцизные чиновники орлиным оком высматривают, как лучше соблюсти казённый интерес. У Ермила Николаевича был большой и положительный опыт сотрудничества с казёнными учреждениями. Видимо, в будущем готическое здание было бы выкуплено казной, поскольку оно специализировано возводилось как училищное.

В нём были предусмотрены классные помещения, чертёжная, геодезический и физический кабинеты, фундаментальная и ученическая библиотеки, химическая и техническая лаборатории, а также немаленькая квартира для директора площадью в 100 квадратных сажен (455 квадратных метров). Были и квартиры для сторожей. Они ютились на 5 квадратных саженях (22 квадратных метрах).

Увы, но вскоре с Ермилом Забориным случился апоплексический удар, инсульт. Сын домовладельца, Василий Ермилович явно уступал в хватке и деловых талантах отцу, а тут ещё и навалившиеся обстоятельства военного времени. Так что советская власть национализировала землемерное училище как частный дом Забориных. Но училище продолжило свою работу, а в 1921 году было реорганизовано в Симбирский землеустроительный техникум.

Автором проекта Симбирского землемерного училища указывается симбирский архитектор В. Иванов. Но наш замечательный краевед Алексей Сергеевич Сытин, критически оценивавший наследие Иванова — «он мог построить только сарай» — настаивал на авторстве самобытного симбирского зодчего Августа Августовича Шодэ (1863–1919).

Зодчий Август Шодэ.

Шодэ, говорил Алексей Сергеевич, проектировал и строил в неоготике. Лучшим его творением в этом стиле мог бы стать Симбирский католический костёл, спроектированный в 1912 году.

Почему же зодчий скрыл своё авторство? Всё просто, говорил Сытин: как дипломированный архитектор, В. Иванов имел право на 3 % от сметной стоимости здания. А Август Шодэ не имел российского диплома, а западные дипломы в империи не котировались. Отцу многочисленного семейства необходимы были деньги, а не слава…

Ещё до революции землемерное училище успело попасть на открытки с видами Симбирска. Потенциал здания вполне оценила советская власть. С 1943 по 1959 годы бывшее землемерное училище было главным зданием Ульяновской области, областным комитетом ВКП(б)/ КПСС.

Иван СИВОПЛЯС — старший научный сотрудник Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина»