В Ульяновской области завершается строительный сезон по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». За этот период обновили 34 участка общей протяжённостью 85 км. Чтобы дороги служили долго, их ремонтируют по государственным стандартам. За этим следят сотрудники сертифицированной лаборатории ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области». 73online.ru выяснил, какие проводятся исследования.

Как рассказала начальник отдела контроля качества Анастасия Кочедыкова, шесть специалистов лаборатории в течение строительного сезона ежедневно выезжают на асфальтобетонные заводы и объекты ремонта.

— Задача испытательной лаборатории — предотвратить применение некачественных строительных материалов, применяемых в дорожном строительстве. При входном контроле выезжаем на асфальтобетонные заводы (в Ульяновской области их 14), чтобы отобрать пробы дорожно-строительных материалов для проверки их на соответствие требованиям ГОСТ, чтобы в дальнейшем использовать при ремонте дорог. Смесь готовят по предварительно рассчитанным рецептам. Она должна соответствовать нормативам, которые предусмотрены ГОСТ и техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Основные параметры испытания асфальтобетонных смесей: зерновой состав, содержание битумного вяжущего, содержание воздушных пустот, колееобразование, водостойкость.

В арсенале специалистов различное оборудование. К примеру, дуктилометр — прибор для определения эластичности полимерно-битумного вяжущего и растяжимости битумных вяжущих.

На другом оборудовании определяют старение битума с помощью окисления под воздействием высокой температуры и воздуха. Этот метод точно моделирует процессы в реальных условиях приготовления и укладки смесей. Битум-полимерные смеси исследуют даже под микроскопом!

Если специалисты выявляют нарушения, то в адрес подрядной организации направляют письмо и протокол с результатами проверки. Подрядчик обязан устранить изъяны и письменно сообщить об этом. После этого пробы отбираются вновь.

Кроме того, сотрудники лаборатории отбирают вырубки (керны) из асфальтобетонного покрытия, на месте замеряют толщину отобранных проб и полученные образцы забирают в лабораторию.

Здесь проводят испытания вырубок. Например, сначала взвешивают образцы на воздухе, затем погружают на 4 минуты в воду и взвешивают в воде, затем снова на воздухе для определения содержания воздушных пустот. Так проверяют качество уплотнения асфальтобетонного покрытия.

А это пресс для определения прочности на сжатие при температуре 0 °C, 20 °C, 50 °C.

По результатам лабораторных исследований принимается решение о приемке объектов: если у специалистов возникают вопросы к качеству использованных материалов, подрядчики должны устранить все замечания. Это называется приемочным контролем.

По словам Анастасии, качество материалов улучшается, поэтому нарушений становится меньше с каждым годом. В лаборатории проверяется асфальт со всех дорог, возводимых по нацпроекту «Безопасные качественные дороги».

В текущем дорожно-строительном сезоне в регионе по нацпроекту ремонтируются 27 участков автомобильных дорог областного значения протяжённостью почти 79 км и семь объектов улично-дорожной сети Ульяновска — порядка семи км. На сегодняшний день на автомобильных дорогах регионального значения полностью завершены работы на 20 объектах, продолжаются работы на семи участках. В целом на сегодняшний день, общий процент выполнения на областных дорогах составляет — 95 %, — отметил заместитель председателя правительства-министр транспорта Евгений Лазарев.

Фото предоставлены пресс-службой минтранса

Вера Меркулова