Свое 65-летие один из учредителей АО «Гипростроймост» Игорь Кочергин отмечает в скромном семейном кругу – с супругой улетел на несколько дней в Эмираты. Но прежде, чем отправиться из зимнего Ульяновска в жаркое лето, юбиляр рассказал 73online.ru, как мечтал стать моряком, но почему выбрал профессию мостостроителя, как участвовал в строительстве Президентского моста и в каком виде спорта стал почти профессионалом.

Родился 17 декабря 1960 года в городе Ангарск Иркутской области. Его отец Юрий Кочергин — энергетик по профессии — работал на многих известных стройках Советского Союза, в том числе возводил знаменитую Саяно-Шушенскую ГЭС. В 1968-м году семья обосновалась в городе Павлодар Казахской ССР. Там Игорь Кочергин окончил школу, а позже в Степногорске — политехнический техникум, где получил профессию техника-механика холодильно-компрессорных установок. В 1985 году окончил Омский автодорожный институт по специальности «Мосты и тоннели». В 1986 году в числе специалистов-мостовиков прибыл в Ульяновск на стройку моста через Волгу. С тех пор живет в Ульяновске. В 2007 году вошел в число учредителей АО «Гипростроймост», которое на сегодня является одним из крупных региональных подрядчиков в сфере строительства мостов и автодорог. Компания реализует проекты в нескольких регионах России.
Кто такой Игорь Кочергин

— Игорь Юрьевич, в юбилей принято подводить итоги и строить планы на будущее…

— Да рано, наверное, подводить итоги. Самое главное — занимаюсь в жизни тем, что люблю — строю мосты и дороги. Для меня это творческое дело, которое к тому же очень полезно для общества. Отсюда и планы — работать пока есть силы. Мне интересно развивать компанию, передавать опыт тем, кто со мной работает. Это, прежде всего, касается моих детей, которые, надеюсь, пойдут по моим стопам.

— Какой главный подарок и от кого ждете на юбилей?

— Откровенно говоря, не люблю подарки. Потому что это заставляет людей напрягаться, думать, как угодить человеку. Это всегда проблематично и сложно. Поэтому не хочу из своих дат делать шумных и многочисленных вечеринок. Мы вдвоем с женой уехали в Эмираты. В начале 2000-х наша компания сотрудничала с одной из местных компаний. И вот мы решили посмотреть, как с тех пор изменилась эта страна. Проведем здесь несколько дней. Побыть вдвоем с супругой — это и есть главный подарок.

— О какой профессии мечтали в детстве?

— О профессии моряка. Мечтал мир посмотреть, посетить много стран. Но в Казахстане, где я жил с родителями, моря не было. И мореходных училищ тоже. Поэтому поступил в техникум на специалиста по холодильно-компрессорным установкам. Думал, окончу его, устроюсь на судно-рефрижератор, так моя мечта и сбудется. Но подходящего корабля для меня не нашлось. Но мечтать не перестал. Именно поэтому в Омске в Сибирском автодорожном институте выбрал специальность «Мосты и тоннели». Ведь строительство мостов — это тоже постоянная смена мест.

— А в Ульяновск как попали?

— Приехал строить мост через Волгу, который мы сейчас называем Президентским. На тот момент, в 1986 году, это был самый грандиозный проект в Европе. Аналогов этого моста тогда в середине 80-х не было. Меня определили в проектировщики технологии строительства моста. Это была очень важная задача. Ведь уникальным был не только проект, но и условия, в которых его возводили: правый берег оползневый, а акватория похожа на море — порой волны здесь достигали высоты 3,5 метра и 31 метра длины, да постоянные ветра усложняли работу... С тех пор я и в Ульяновске. Поскольку полностью строительство моста, как известно, завершили в 2019-м, уезжать отсюда куда-то уже не было смысла. Ульяновск стал для меня родным.

— Помните свой первый мост?

— А как же! После второго курса института мы поехали в стройотряд в одну из омских деревень. Вот там по проекту старшекурсников и построили деревянный мост. Сами заготавливали лес, сами забивали сваи, сами работали топорами. Именно тогда я понял: строить мосты — то дело, которому хочу посвятить жизнь.

— Сколько за свою жизнь построили мостов?

— Точную цифру назвать не смогу. Наверное, больше сотни. Это не только те, что мы строили, но и те, что реставрировали, проектировали. Среди них были не только большие проекты, но и совсем маленькие переправы, порой даже временные. Но мы строим не только мосты, но и дороги. А недавно, например, выиграли тендер на ремонт перрона аэропорта в Баратаевке.

— Понятно, что построить мост — это больше про работу инженеров, строителей. А сколько в этом творчества?

— Мосты, которые строит наша компания, это в основном заказ бюджета — муниципального, областного и федерального. И здесь во главе угла экономия. Поэтому творчество для себя я нахожу в технологическом решении: как построить объект быстро, качественно и экономично.

— Вы строгий руководитель? Позволяете подчиненным спорить с Вами или Ваше слово — закон?

— Скорее всего, я не строгий руководитель. Считаю, подчинять под себя человека — это неправильно. Поэтому всегда прислушиваюсь к мнению тех, с кем работаю. Бывает, если сотрудник предлагает решить задачу не так, как это вижу я, готов согласиться с ним и позволить работать ему по своему плану. Главное, чтобы каких-то критических последствий не было. Такая свобода дает человеку возможность набираться опыта и расти профессионально.

— Кто или что вдохновляет в работе?

— Интерес к жизни для меня — главный двигатель. Вот есть поставленная задача и ее надо решить. Причем решений несколько и надо выбрать необходимое. А еще у каждого решения есть всплывающие помехи. И тут, как и в любой игре, надо выиграть. В этом и есть интерес.

— Чашка кофе перед началом рабочего дня или пробежка?

— Сейчас утром уже без пробежки, но зарядка — размяться, растянуться — обязательно. И только потом с удовольствием выпиваю чашечку кофе, когда со своими заместителями обсуждаем планы на день. А уже в течение рабочего дня по десять минут на эллипсоиде, отжимаюсь от пола. 150 отжиманий — это норма.

— Предположу, что эта любовь к спорту с детства...

— В нашем детстве без спорта было нельзя. Поэтому занимался борьбой, ходил в секцию гимнастики, но больше всего мне понравилось фехтование на саблях. Этим видом занимался все школьные годы. Даже выполнил норматив кандидата в мастера спорта страны. А в техникуме «подсел» на туризм.

— В чемпионате Ульяновска по мини-футболу еще играет команда «Гипростроймост». Это проект вашей компании?

— С мини-футболом наша компания дружит очень давно. Где-то в середине 90-х, когда мини-футбол только-только зарождался в Ульяновске, команда «Гипростроймост» выиграла чемпионат города. С тех пор мы непременные участники этих соревнований. Сейчас, конечно, состав сменился — теперь там больше молодых ребят, в том числе и сын Сергей. Он в команде еще со студенчества. На играх теперь я бываю редко, но дома с Сергеем футбольные баталии обсуждаем постоянно.

Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online

Михаил Россошанский