11 января бывший капитан и главный тренер хоккейной «Волги», а также экс-директор центрального стадиона «Труд» Владимир Терехов отмечает юбилей. Легенде ульяновского хоккея с мячом — 80.
Ульяновское «серебро» и хабаровская «бронза»
— Владимир Николаевич, как отпраздновали Новый год?
— Когда я играл, мы ждали этот праздник. И всегда справляли его с семьёй. Кувыркались в сугробах, было весело. А сейчас тоже собрались семьёй — я, жена и сын. Послушали поздравление от Президента, посмотрели концерт по телевизору и пошли отдыхать.

— Вы в «Волге» отыграли два десятка сезонов. А какой самый запоминающийся?
— Конечно, 1972 год, когда мы заняли второе место. Эмоции непередаваемые. Тем более, что почти никто в той команде до этого медали не завоёвывал.
— До «золота», которое завоевало «Динамо» из Москвы, «Волге» не хватило всего одного очка...
— До «золота» мы не доросли ещё. В последней игре как раз встречались на выезде с "Динамо«.Они обыграли нас 5:0. Мы слишком много сил потратили в предыдущих играх, чтобы добраться до второго места.
— Помимо «Волги» Вы играли и в Хабаровске, хотя, обычно ульяновцы попадали в «армейские» команды поближе. Чем запомнилась игра на Дальнем Востоке?
— Мы — молодые хоккеисты — служили в Поливно при танковом училище. Летом — на полигоне, а зимой нас отпускали играть. Пришла телефонограмма — «Командировать рядовых таких-то...». Нас было четверо человек. Толя Баранов, который не был в Ульяновске основной команде, быстро выпал, и его отправили в спортроту. А меня вызвали и говорят: «Вот документ — зарплата 120 рублей и всё снаряжение — коньки, форма». Подписали и Миша Тонеев, и Володя Михеев — они тоже до армии поиграли за «Волгу».
В Хабаровске мы тренировались, но не играли в начале чемпионата 1967 года — конкуренция была высочайшая. Жила же тогда команда санатории километрах в тридцати от города. Защитник Бектагиров полез в сумку перед игрой, а коньков нет. И вот так Володя Михеев дебютировал. И сыграл так, что стал основным игроком.

— И когда же дошло до Вашего дебюта за СКА?
— Уже в начале второго круга приехали в Калининград Московской области — сейчас это Королёв. Объявляют состав на матч, и фамилия правого бортового не называется. Тренер Анатолий Панин спрашивает: «Сыграешь?». Я и отвечаю, что сыграю где угодно, только не в воротах. И я уже играл до конца сезона. СКА завоевал бронзу, но мне медаль не дали, так как не хватило одной игры — тогда награждали в зависимости от количества матчей. Начальник команды — полковник Галюк — даже извиняться стал, что так получилось. А следующие два сезона был в основе.

— Предлагали остаться в Хабаровске?
— Я женился ещё до армии и в «Волге» условия обещали. Стал объяснять. А мне открыто в Хабаровске говорят: «Не уезжай, будешь жалеть».
— Жалели?
— Обещанной квартиры в Ульяновске не было, машины тоже. Говорят — «Иди выбивай сам». Ходил по поводу машины к самому Сверкалову — секретарю обкома. Тот звонил при мне подчинённому. Слышу в трубке: «А Терехов не передовик». Сверкалов кричит: «Да ты на стадион сходи! Узнаешь какой это передовик». После третьего визита машину дали. И это ведь не бесплатный автомобиль, а возможность купить за свои деньги. Вот тогда я про Хабаровск и вспомнил.
Капитан, улыбнитесь
— Тем не менее, после возвращения в Ульяновск стали капитаном «Волги».
— Это был 1970-й, мы стали чемпионами страны по хоккею на траве и поехали в Первоуральск. Выиграли там турнир в шайбовой «коробке». Через два дня — начало «большого» хоккея. А у меня зуб разболелся. Я к тренерам пришёл. И Георгий Иванович Лосев повёл меня ко врачу и, пока шли, огорошил: «Мы хотим, чтобы ты стал капитаном команды».

— А до этого кто был?
— Олег Плотников. В своё время был хорошим хоккеистом, но уже заканчивал карьеру. Вечером — собрание. В президиуме — тренеры. И Гену Перфильева посадили как секретаря. Кандидатами назвали меня, Дорофеева и Плотникова. Перфильев сделал бумажки с тремя фамилиям. А потом ходил с шапкой и собирал их. Одиннадцать человек за меня. Эти бумажки выбросили в урну. А потом рассказали: Володя Монахов собрал их и стал проверять. Не поверил.
— Как Плотников отреагировал?
— В Первоуральске мы выиграли и переехали в Свердловск. Сидим вечером в номере, и к нам заваливается пьяный Плотников. Ходит туда-сюда. Я не знаю чего ждать. Наконец, говорит: «Я тебя ни в чём не виню. Это всё они». То есть, тренеры. Он в этой поездке «загудел», и его отправили в Ульяновск.

— В 70-е у «Волги» было не только «серебро», но и две «бронзы», а в 80-е выше пятого места подняться не удавалось. Чего не хватало?
— Медальное поколение уходило. А молодёжи чуть-чуть не хватало до того уровня.
— Действительно «Волга» играла в необычной красной форме в середине 80-х?
— Да, из модного тогда кремплена сшили. Некоторые игроки до этого говорили, что играем в старой форме. И поэтому нет результата. Но красный цвет не помог. Я говорю: «Видите? Дело не в форме, а в содержании».
Полные вёдра успеха
— В 1986-м, когда Вы уже стали главным тренером, «Волге» удалось обыграть в Красноярске «Енисей», который год за годом становился чемпионом. Как это удалось?
— Жили мы в гостинице на берегу Енисея. Вышли утром как обычно на разминку, но было очень холодно. Я ребят отправил внутрь. А сам отправился на пробежку — не мог изменить привычке. И навстречу идёт женщина с коромыслом и полными вёдрами воды. Знаете же поговорку — «Баба с пустым ведром — к несчастью». А тут наоборот.
— И что в итоге?
— После первого тайма ведём 2:0. Но я понимаю, что тяжко будет. Они атаковали весь второй тайм. Афанасенко на лавке сидел — нам нападающий не нужен был, мы просто отбивались. Кто-то из их «звёзд» — Пашкин, по-моему — всех обыграл и так по-пижонски катнул мяч в сторону ворот. И вдруг откуда-то взялся наш Витя Афанасьев и выбивает мяч. А потом пенальти в наши ворота. Они нервничают — никто бить не хочет. И вратарь Олег Шубин ловит этот мяч. Намертво. Без отскока.

— Но один гол «Енисей» всё же забил...
— В самом конце. И после этого они продолжали осаду наших ворот. И вдруг мяч выбивают нашему Славе Платонову, который остался один в центре поля. И он бежит один к их воротам.
— Забил?
— Нет! Их защитник Савлук — он был у наших ворот — рванул за Славой, догнал его и не дал пробить. Представляете какие мощные игроки у них были? Правда, правила он нарушил. И тут судья показывает, что время вышло, но пенальти он даст пробить. Коля Афанасенко убежал со скамейки бить — мяч от перчатки вратаря упал за линию, мы выиграли 3:1, но в Ульяновске «Енисей» взял реванш — 7:3.
На льду — до семидесяти
— Позже Вы работали директором центрального стадиона, готовили лёд. Насколько было сложно?
— В Ульяновске не было хорошей техники. Когда выигрывали, всё было хорошо. А как-то при тренере Иевлеве команда проигрывала, и он подходит и говорит, что лёд плохой. И повёл смотреть. Даже в крытой арене можно найти изъяны, а уж на воздухе... Я ему говорю: «Не занимайся ерундой. Ищи причину в команде». Он промолчал.
Был ещё момент — обыграли Первоуральск, Губернатор Морозов после игры идёт в раздевалку, здоровается со мной. А потом выхолит и ругается: «Ты почему не подготовил лёд?». Я объясняю, что шёл дождь, что идеального льда не будет. Подзываю Александра Епифанова — он главным тренером был тогда. Тот говорит тоже самое про погоду. И Сергей Иванович выругался, развернулся и ушёл. Кто там что в раздевалке ему наговорил — можно только догадываться.

— На уровне ветеранов же Вы играли до семидесяти с лишним...
— Да, пока силы были. И в Лапперанту в Финляндию на традиционный турнир с ветеранами нашей области ездили, чемпионами были. Сейчас в Ульяновске турнир свой проводим. На 12 января в хоккейной площадке на «Моторе» запланирован. Для меня это гордость.
— За нынешней «Волгой» следите? Как команда?
— Ребята при любом результате играют до конца. Это очень хорошее качество. Болельщики это видят. И после победы в Казани у «Волги» есть шанс зацепиться за «плей-офф».

— Многие спрашивают — Андрей Терехов, который играет сейчас — родственник?
— Нет, просто однофамилец. Хотя, моего сына тоже зовут Андрей Терехов. Но он значительно старше, конечно. За этим парнем я слежу особо. Фамилия обязывает.
— Как отметите день рождения?
— Многие уже спрашивали. Всем отвечаю, что широко не буду праздновать, я живу на пенсию. Но знаю, что поздравят многие.
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online
Игорь Кранцев







