Уходящий год для многих сфер деятельности оказался тяжелым и непредсказуемым... Или нет? Несмотря на вызовы 2024-го, автомобильная отрасль показала хорошие результаты и смело смотрит в год 2025-й. Чего ожидать рынку и водителям? О прогнозах, планах и итогах года 73online.ru рассказал гендиректор ООО УК «Авторай» Андрей Чигиряев. Спойлер – на рынке кризис, но бояться не нужно. Ведь люди всегда стремятся к большему и лучшему.
– Каким 2024 год стал для автомобильной отрасли? Как бы вы его охарактеризовали?
– На рынок в этом году повлияло несколько факторов – это и увеличение утилизационного сбора, и повышение ключевой ставки ЦБ, а значит, рост ставок автокредитов. Но нельзя однозначно сказать, что год был тяжелым. Смотрите: в прошлом году было продано около 1 миллиона новых автомобилей, в текущем году, как отмечает Автостат, идем примерно на 1 миллион 590 тысяч. То есть прирост в продажах новых автомобилей к прошлому году значительно выражен.
В 2023-м предсказывали, что ключевая ставка в 16% продлится до июня-июля, но уже к марту 2024-го стало ясно, что она не планирует снижаться, а будет только расти. Ближе к окончанию года, в октябре, ввели увеличенный утилизационный сбор, что оттормозило рынок.
Если мы посмотрим на изменения, которые были непосредственно до октября, был постоянный рост продаж. В сентябре был поставлен рекорд. У нас клиенты, которые планировали в октябре, ноябре, декабре приобрести автомобиль, просто «переместились» на сентябрь, потому что поняли, что утилизационный сбор и ключевая ставка повысятся, и будет выгоднее взять машину раньше. Если при обычном, максимально стабильном состоянии рынка октябрь, ноябрь, декабрь были месяцами, наиболее продающими по году, то теперь тенденция изменилась: самым продающим оказался сентябрь. Октябрь, ноябрь снизились – не сказать, что существенно, но в любом случае падение по некоторым брендам наблюдается на всем рынке от 5 до 15%.
– С 1 января утильсбор еще повышается? Можно ли прогнозировать дальнейшие действия по ключевой ставке?
– При введении последнего утильсбора государство сразу запланировало, что каждый год он будет индексироваться на 10%. Поэтому да, с января 2025 года утильсбор повышается.
Касательно ключевой ставки – мы все-таки не банковский сектор и не эксперты в этой области, поэтому можем опираться только на выводы аналитиков. По прогнозам, ключевая ставка продолжит расти, и весь 2025 год будет оставаться плюс-минус на одном уровне. Понижения пока не предвидится.
– Чего ждать автолюбителям – дальнейшего роста стоимости машин? Возможно ли удешевление?
– Снижение стоимости автомобилей бывает в какие-то месяцы, менее продающие, такие как январь и февраль. Но с учетом того, что сейчас на ситуацию на рынке наложится увеличение утильсбора, мы и этого наблюдать не будем. Ожидается, что в течение следующего года машины могут подорожать на уровень минимум от 10 до 20%.
– Это касается и новых авто, и авто с пробегом?
– Утильсбор касается только новых авто. Но новые авто – это как точка отсчета, за которой тянутся все остальные.К примеру, если новый TANK 500 будет стоить образно 10 миллионов рублей, то его годовалая версия не будет стоить 4. У нее будет определенный дисконт, но она будет всегда стремиться к цене нового автомобиля. Рынок автомобилей с пробегом отыгрывает в увеличении цены с небольшим лагом, но все-таки отыгрывает.
– Как обстоят дела со спросом и разделением внутри рынка? Китайские бренды увеличивают свое присутствие в России, появляется больше дилеров. Как при этом чувствует себя отечественный производитель? Как реагируют покупатели?
– Китайские бренды устойчиво заняли российский рынок, спрос на их продукцию стабильно высокий. Но и спрос на LADA не планирует снижаться. У отечественного производителя доля рынка – более 30%. С января по ноябрь АвтоВАЗ реализовал 417 тысяч автомобилей – на 30% больше, чем в прошлом году. Год 2024-й АвтоВАЗ закроет на уровне 450-470 тысяч автомобилей, это рекордные значения.
– Какими брендами у нас сегодня представлен китайский автопром? Есть ли новички?
– Лидерская тройка остается неизменной на протяжении нескольких лет – это CHERY, HAVAL и GEELY. Эти бренды зашли на территорию Российской Федерации одними из первых, они показывают хорошее качество и доступные цены, за это их и любят потребители.
Новички есть всегда. Например, новый бренд SOLARIS, который фактически является продолжателем HYUNDAI и KIA. Он хорошо ворвался, но до уровня CHERY ему пока далеко.
– В этом году открылся салон премиального китайского бренда TANK. Какие результаты, довольны ли вы достигнутым?
– Довольны ли мы результатом? Всегда хочется большего. TANK – это премиум-автомобили, внедорожники, они себя хорошо зарекомендовали на российском рынке. Есть еще бренд WEY – гибриды, кроссоверы, WEY 80 – это флагман бренда. Плюс есть ORА – полностью электрический автомобиль; бренд, который вносит постоянные инновации.
Премиальный бренд это всегда высокое качество сборки автомобилей, а значит, меньшее количество поломок. Комфорт.
– Насколько китайским производителем удалось заместить ушедший премиум-сегмент европейцев, корейцев, японцев? Довольны ли покупатели?
– Сложно говорить за всех. Могу сказать лишь за тех покупателей, с которыми мы общаемся, от которых получаем обратную связь. Как думаете, какой бренд преобладает в трейд-ине на TANK? TOYOTA и LEXUS – рамные авто с хорошими двигателями, высокой проходимостью, комфортные, большие. Это клиенты, которые не хотят менять философию TOYOTA и LEXUS на что-то меньшее.
– Как сложился год в целом для компании «Авторай»?
– Плановые значения достигнуты и даже превышены. В общей сумме мы идем на 10 тысяч автомобилей, новых и с пробегом – это данные на конец декабря. В следующем году хотим добиваться большего. На следующий год Автостат планирует по оптимистичному прогнозу уровень продаж 2024 года, по оптимальному прогнозу – падение спроса на 10%, по пессимистичному – падение продаж на 20%. Из учета, что сейчас рынок идет на 1 миллион 590 тысяч, 10% – это 159 тысяч автомобилей, минус 20% – минус 300 тысяч примерно.
– Складывается впечатление, что в 2025 году у автомобильного рынка нет особого повода для оптимизма.
– Год не хочется заканчивать на минорной ноте. Фактически – да, мы ждем повышения утильсбора, не прогнозируется снижения ключевой ставки, а цены будут расти. Но верить надо всегда в лучшее. Автомобильный бизнес России переживал много кризисов и научился работать в кризисы. Так что год будет однозначно интересным.
Татьяна Лисицына
фото предоставлено ООО УК «Авторай»