Телефонные мошенники вышли на новый уровень цинизма — обобрали до нитки пожилую пару из Ульяновска. Пенсионеров заставили отдать «похоронные» и продать единственную квартиру. Счета преступников пополнились на 4,9 млн рублей, а старики в буквальном смысле оказались на улице.

Дом №6 по проспекту Авиастроителей возвели спустя четыре года после распада СССР, но ветер перемен не выветрил советский дух из квартиры 77-летней Татьяны Космовской. Серванты, наполненные чёрно-белыми фотокарточками, книгами и сервизом, ковры на полах и стенах — антураж переносил в прошлое.

Пенсионерка пригласила корреспондента за рабочий стол, где доживал век старинный компьютер, доставшийся от покойного сына. Мужчина не успел завести семью и покинуть отчий дом, когда перестало биться сердце. Женщина взяла тетрадь, куда записала хронологию личной трагедии — подводит память.

Отняли «похоронные» вклады

Роковой звонок раздался 19 января. Незнакомец представился сотрудником МВД и заявил: мошенники украли полтора миллиона рублей со счетов Татьяны Сергеевны и её мужа. Старики продали всё, что могли, а деньги отложили на «чёрный день»: «Разделили на два вклада, чтобы в случае смерти одного другой обеспечил похороны». От новости заболело в груди, женщина бросилась в банк.

— Девушка объяснила, что всё на месте. Я вернулась домой, перезвонила. Со мной связалась «специалист финансового отдела Центробанка РФ». Деньги, говорит, больше не наши. И их срочно нужно спасти, — пенсионерка говорила спокойно, но руки судорожно сжимали и разжимали рукопись.

Звонившие наказали не верить реальным сотрудникам, которые якобы замешаны в мошеннической схеме. Жертву убедили снять семейные активы в два захода и положить на «страховой счёт». В течение двух недель «информация обновится» и финансы восстановятся.

Когда Татьяна Сергеевна пришла с мужем за его вкладом, вмешался коллектив отделения «Сбербанка»: «Я убедила, что супруг болен онкологией, нужны деньги на лечение. Заболевание не придумала, представила справки. Картина, нарисованная жуликами, была для меня реальностью».

Лишили квартиры

Мошенники не «отпустили» несчастную. Почуяв жирный улов, сообщили — преступники пытаются переоформить квартиру. Перезвонил «специалист по недвижимости» и объяснил, как сохранить жильё.

— Сказал, надо оформить договор купли-продажи. Деньги вывести на «страховой счёт». Иначе придут широкоплечие молодчики, скрутят и вышвырнут на улицу. Стало страшно. Меня никто и никогда пальцем не трогал. Он дал номера риэлтерских контор Ульяновска и повесил трубку.

Через два месяца Татьяна Сергеевна продала единственную квартиру за 3,3 млн рублей. Следующим утром к ней пришла некая Эльвира. По телефону «специалист» объяснил, что деньги нужно отдать ей. Гостья расфасовала купюры в пачки по триста тысяч рублей, бросила в спортивную сумку и исчезла навсегда.

Пенсионерка не знала, что милая женщина лет пятидесяти получает долю со схем в качестве так называемого «дропа», то есть подставного лица. Она помогает вывести преступные деньги, не привлекая лишнего внимания. Вероятно, это единственный человек, которого силовикам удастся привлечь к уголовной ответственности — дело возбуждено по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). И жертва, наверняка, не одна.

Жилищный вопрос

По горькой иронии судьбы, квартиру Татьяны Сергеевны приобрела многодетная семья. Возникла патовая ситуация. Покупатели выплачивают ипотеку и тратят деньги на съёмное жильё, поскольку пенсионеры не отдают ключи и не съезжают. Банально некуда — нет ни детей, ни внуков, ни родни. Женщина сорок лет жизни отдала школе, учила детей русскому языку и литературе, и на закате жизни оказалась никому не нужна.

— Куда мне, на улицу? В доме престарелых умру через месяц. Эта история и так подкосила здоровье. У мужа онкология предстательной железы, два стента на сердце, хронический вирусный гепатит… Список заболеваний большой, боюсь за него.

Татьяна Космовская окончила Марийский педагогический институт. Некоторое время работала в сельской школе, а затем с мужем перебралась в Ульяновск — мужчина приехал работать на «Авиастар». По линии промышленного комплекса супруги и получили квартиру. Последнее место работы женщины — Школа-интернат №91.

Покупатели квартиры подали иск, требуют принудительно выселить пенсионеров. «Понимаю, что они правы, я сама отдала деньги мошенникам. Но нам что делать?», — плачет Татьяна Сергеевна.

Космовские пошли к юристам, но снова нарвались на обман. Представители одной из контор города взяли за услуги 30 тысяч рублей, свозили стариков в полицию и пропали со словами: «Мы сделали, что могли». На пожилую пару вышел Дмитрий Щеглов, предложивший юридическую помощь «pro bono», то есть бесплатно.

— Исход тяжб усугубляется тем, что покупатели реальны и взяли ипотеку. Мы подали встречный иск о признании сделки недействительной, произведённой под видом обмана и заблуждения. Если это продуманная схема, то в суде можно запросить выписки по всем счетам. Тогда узнаем, откуда первоначальный взнос, не погасили ли ипотеку после того, как Космовская отдала деньги мошенникам. Прорабатываем вопрос выделения жилья из маневренного фонда.

Прогнозов Щеглов озвучивать не берётся, чтобы не тревожить пенсионеров, которым и так досталось: «У них есть надежда, и это главное».

Татьяна и Иван Космовские нуждаются в материальной помощи. Неравнодушные ульяновцы могут перевести деньги на карту «Сбербанка» потерпевших:

  • по номеру телефона: +7 (987) 630-24-36 (Татьяна Сергеевна К.);
  • по номеру счёта: 40817 810 1 6900 4416853.

Фото: 73online.ru

Евгений Кватов