Сегодня свой 61-й день рождения отмечает Анатолий Еленкин, известный в городе предприниматель, председатель Совета директоров Ульяновского мебельного комбината. В честь праздника 73онлайн расспросил Еленкина о том, как он занялся мебельным бизнесом, что интересного выставлено в его музее советской мебели и каким он видит развитие Железнодорожного района.

- В этом году ожидали кризис в мебельной отрасли. Год действительно был тяжелый? Чем живет отрасль, этот сектор экономики в регионе и ваше предприятие в том числе?

- Последние годы действительно тяжелые для реализации товаров, особенно для товаров длительного пользования. К ним относится и мебель. Нам удалось стабилизировать ситуацию ещё в прошлом году. В этом году падения реализации нет, наоборот, наметился устойчивый тренд роста продаж. Для этого нужно было больше работать, новые подходы применять, больше тратить денег на продвижение продукта. В этом плане этот год лучше.

- Какие меры конкретно принимали?

- В такое время, когда есть трудности, нужно больше уделять времени и тратить деньги на то, чтобы продвигать мебель по разным направлениям. Например, на рекламную кампанию, на продвижение в соцсетях, на контекстную рекламу. Кадровая служба должна быть усилена, командировочные расходы нужно увеличить. Нужно осваивать новые модели изделий, новый дизайн, новые материалы. Идет постоянное обновление восприятия людей.

- Что сейчас больше покупают? На что сейчас мебельная мода?

- Покупатель исходит из того, сколько у него денег. Типичный запрос выглядит так - у меня столько-то денег, например, 70 тысяч рублей. На эту сумму мне бы хотелось купить что-то хорошее и красивое. Наш клиент начинает что-то подбирать себе, исходя из суммы денег.

- В мебельной отрасли есть сложности с кадрами. Как решаете их?

- Проблема с кадрами не только в мебельной отрасли. Вообще, во всей промышленности есть определенный голод. Не хватает предварительно подготовленных кадров, которых не надо учить элементарным вещам, которые раньше проходили в профтехучилищах. Сегодня, как это называется, человек с улицы приходит и его нужно учить. Когда в области были свободные места, было проще. Сейчас, когда практически безработицы нет, приходится выискивать свободных людей.

- Потребность в новых сотрудниках есть?

- Небольшая. Это все текучесть, кто-то увольняется, кто-то меняется. Кто-то на пенсию уходит. Другое дело, что хочется менять на более качественный состав. Тут проблема во всех областях. Найти специалистов в маркетинге и сбыте или хороших инженеров достаточно сложно. Уровень оплаты в области у них растет — их и так мало, и они востребованы, и зарплата у них выше.

- Как вы сами попали в мебель?

- Я работал на авиационно-промышленнном комплексе. Потом меня как молодого коммуниста с высшим образованием и высокой квалификацией направили в новый создаваемый учебный центр авиапромышленного комплекса. В 1989 году у меня родился второй ребенок, а зарплата педагога была достаточно маленькой, а ещё её начали задерживать. Соответственно, нужно было кормить семью. Пришлось уволиться и найти работу, которая бы прокормила. Так я попал в мебельное производство. Я начинал с аренды помещения там же, где я работал до этого.

- Почему Ульяновск стал мебельной столицей? Так во всяком случае, многие его называют.

- Я, конечно, не эксперт в последней стадии. Производство мебели - достаточно доступный способ зарабатывания денег, и многие считали, что здесь много ума не надо. И можно каждому попробовать что-то делать. И когда на «Авиастаре» начали сокращать людей в больших количествах, привыкших работать на производстве, кто-то пошел на металлоизделия — точили, фрезировали, металлические двери делали, конструкции варили. Второе направление — все, что связанно с деревообработкой. Рынок розничных продаж, бытовой мебели был незаполненный, а люди соскучились по индивидуальным заказам, по наличию возможности купить без очереди. Активно покупали прихожие, шкафы. Нашли нишу, где можно было такие простые изделия делать. Когда конкуренция стала расти, надо было делать более сложные вещи. Мы как раз пошли этим путем.

- Насколько мебельная отрасль важна для региональной экономики?

- Судя по всему, вся эта отрасль не считается приоритетной в Ульяновской области, потому что не созданы кластеры. Все-таки многие работают как малый бизнес, как ИП. Они в основном ориентированы на индивидуальные заказы. Много так называемых самозанятых — это уже хорошо, что люди сами в состоянии себя прокормить. Для регионального бюджета это не ключевое направление — изделия не такие дорогие. Есть несколько предприятий, которые встали на ноги в последнее время. Они как-то масштабно могут работать. Остальные - это в основном «гаражники».

- Что сложнее и интереснее - политика или бизнес?

- Кому что по душе.

- Вам что по душе?

- Я всю жизнь считал себя промышленником. Хотя я поработал в образовании и являюсь кандидатом педагогических наук. Но это небольшой кусок жизни. Жизнь заставила заниматься общественной работой — она перешла в организованную форму. Сначала проведение консультаций на заводе, потом избрали депутатом. Это уже форма работы с населением по оказанию помощи: юридической, правовой, материальной. Она была сопутствующей деятельностью. Пока я был депутатом, я зарплаты не получал.

- Вы несколько лет назад полностью отказались от алкоголя. Тяжело ли трезвеннику вести бизнес, ведь говорят, что многие вопросы решают под этим делом?

- У меня такого не было. Такое мнение было про бизнес в 90-е. Я сам, слава богу, никогда не употреблял. Могу пить — могу не пить. Бывало, что год не пил. Поставил задачу — и все, ни капли. По некоторым поводам можно было по бокалу вина выпить. Для здоровья необходимо больше мышцы держать в тонусе — вот это актуально. Чтобы не только мозг работал на работе, но и мышцы. Например, фитнес для поддержания формы. И когда вес сбросил, появились регулярные беговые упражнения. Это опять в кайф стало опять.

- Есть свой ритуал на день рождения?

- Хочется от него убежать. Не хочется ставить людей в неудобное положение с вопросом «А что подарить? У тебя и так все есть». Когда старше становишься, начинаешь думать — а что праздновать?

- Что вам дарили самое необычное?

- До сих пор разглядываю коллаж из фотографий прошлых лет. Это было большое панно. Возвращаешься к этому, в воспоминания ударяешься. Его друзья подготовили. С теплотой думаешь — когда это сфотографировали все? Приятно.

- При «Ульяновскмебель» у вас есть небольшой музей советской мебели и предметов быта. Какой там самый необычный экспонат?

- Самый неожиданный экспонат - это велотренажер советского производства. Мы нашли его в одном учреждении — купили на замену новый, а старый забрали в музей. Он работает. Ещё был шокирован, когда узнал, что в 60-е были маленькие утюжки для глажки стрелок на брюках и галстуков. В музее мы проводим экскурсии. Есть вещи, которые умиляют людей. Пакетики из-под молока, например. Есть школьники, которые только в нашем музее видят парты первый раз, и им становится интересно: а почему она именно так выглядит? А неужели за ними когда-то сидели?

- Вы многое сделали для развития Железнодорожного района. Каким видите его дальнейшее развитие?

- Я много лет в нем проработал, знаю его проблемные места. Хочется, чтобы после восстановления различных объектов, он получил новый импульс. Району нужны новые рабочие места, новые технологии. Можно было бы создать промышленный, инновационный парк, как в Заволжье. Губернатор дал задание подобрать места для такой площадки. Думаю, что в ближайшее время этот вопрос проработают и выберут какие-то территории. Есть пригородная зона, есть территории района, где можно было бы поместить производства. Это будет промышленность - либо, которая уже представлена, либо новые производства. Напрашивается строительство новых зданий с новыми технологиями. Моторный завод, наверняка, хотел бы новые здания, и его нужно выносить за черту города. Нужны новые транспортные развязки в районе, нужно строить дополнительный мост через Свиягу — это давно было задумано. Нужно вызвать интерес у молодежи жить и работать в Железнодорожном районе. Мне было бы интересно этим заняться.

Артем Горбунов