В 2021 году Россия с помпой отмечает 800-летие со дня рождения Александра Невского (1221 – 1263), великого князя и полководца, святого Русской Православной Церкви, чья память традиционно почитается 30 августа по-старому стилю или 12 сентября по принятой теперь системе летоисчисления. Улица 12 Сентября, одна из центральных магистралей в Ульяновске – вроде бы, совсем не про Александра Невского: 12 сентября 1918 года город Симбирск был «освобождён» частями Красной армии от белогвардейцев. Однако не будь сея дата днём памяти известного православного святого, едва ли бы, как кажется, советская идеология концентрировала на нём такое вынимание.
Святой Александр Невский был небесным покровителем множества воинских частей в российской императорской армии – например, для квартировавшего во второй половине XIX века в Симбирске 5-го пехотного Калужского полка. Бывшие офицеры и военнослужащие этих частей служили в Красной армии, и эффектная победа в день памяти почитавшегося ими святого имела для них, безусловно, особый смысл.
Да, большевики объявили религию «опиумом для народа», но они, тем более в трудные первые годы своего владычества, должны были считаться с религиозными настроениями большинства населения. В сельских советах в открытую висели иконы, газеты тискали статьи про «первого большевика» Иисуса Христа. Даже по официальным данным, более восьмидесяти процентов военнослужащих Красной Армии составляли верующие.
Осенью 1918 года освободившие Симбирск красноармейцы требовали от губисполкома колоколов для оснащения своего полкового храма, а в самом начале 1919 года группа красноармейцев ходатайствовала в Симбирске о переименовании улицы Новая Линия, нынешней Кролюницкого, в честь своего полкового священника, отца Ипполита Майорова!..
Бывшая симбирская улица Сызранская была переименована в улицу 12 Сентября в 1933 году, в ознаменование 15-летия освобождения Симбирска-Ульяновска частями Красной армии. Некогда окраинная Сызранская улица стала основной магистралью, по которой красноармейцы, наступавшие на город с юга, ворвались непосредственно в Симбирск. Лихих конников, несущихся по Сызранской размахивая саблями, запечатлел ульяновский художник Александр Николаевич Грошев (1902 – 1971).
А. Грошев. Взятие Симбирска 12 сентября 1918 года. Рисунок 1930-х годов
Лихой сюжет едва ли свидетельство очевидца. Шестнадцатилетний Александр Грошев, потомственный иконописец, был по определению «буржуем». Те из симбирских «буржуев», кто не успел эвакуироваться из города, 12 сентября 1918 года старались забиться подальше, опасаясь погромов и расправ со стороны победивших красноармейцев.
«Вчера все, кто мог и кто имеет основания бояться мести большевиков, в панике бросились к пристаням и вокзалу, — записывал в дневник 12 сентября 1918 года Александр Владимирович Жиркевич (1857 – 1927), русский литератор и коллекционер, оказавшийся в Симбирске в пору Первой мировой войны. — А я остался в Симбирске, так как совесть моя чиста по отношению к большевикам. Я им не симпатизирую, но искренне жалел и жалею их молодёжь, их раненых, убитых… При вступлении большевиков в Симбирск, город точно вымер…».
Среди бежавших была и дочь Григория Распутина Матрёна, в замужестве Соловьёва (1898 – 1977), коротавшая время в Симбирске у дедушки мужа, симбирского типографщика Александра Тимофеевича Токарева.
11 сентября, писала в дневнике Матрёна, «сидели мирно беседовали с бабушкой, были слышны выстрелы, но мы не обращали на них внимания. Вдруг приходит тётя Лиза взволнованная: “красногвардейцы в 4-х верстах от Симбирска”, я в чем была, в том и пошла, взяла с собой иконку и Евангелие и отправилась под гору с дедушкой и племянником Мишей, потом на пароход сели; там спали до 6-и утра, нас разбудили, мы перешли на другой пароход “Нижегородец” и поехали в Самару».
Пароход был переполнен беженцами, но Матрёна и её спутники без приключений и даже «интересно», как записывала молодая дама, добрались до Самары. Мера предосторожности оказалась нелишней. В «освобождённом» Симбирске, писал Жиркевич, то и дело гремели выстрелы. Красноармейцы обыскивали «буржуев» под предлогом поиска оружия — и грабили их квартиры. Сам Жиркевич обыска избежал, зато у его доброго друга, чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева (1848 – 1930) солдаты увели заветные часы, с которыми известный педагог не расставался с самой молодости.
Улица 12 Сентября. Фотография 1930-х годов - видна Богоявленская церковь, снесённая в 1936 году
Бывший командир 1-го полка Симбирской Железной дивизии, основной ударной силы при взятии города красными, Петр Федорович Устинов (1890 – 1938) описывал «баню», будто бы устроенную им белогвардейским офицерам, пытавшимся на сотне лодок переправиться через Волгу на удерживаемый белыми левый берег. На лодках не оказалось вёсел, белогвардейцы медленно гребли сапёрными лопатками и руками, когда комполка Устинов отдал команду бывшему при нём батальону: «По лодкам — огонь!». Не прошло десяти-пятнадцати минут — и полные трупов лодки понесло вниз по течению… Правда, кроме Устинова столь эффектный эпизод более никто не описывает, что заставляет усомниться в его истинности.
В 1938 году Устинов был репрессирован, и на долгие 20 лет его имя, как и имена прочих творцов победы под Симбирском — Тухачевского, Гая — исчезло из истории, как и все связанные с ним истории. Но в первое десятилетие Советской власти, пока у власти находился Лев Давидович Троцкий (1879 – 1940), истинный создатель Красной армии, непосредственный участник событий Гражданской войны в Среднем Поволжье в 1918 году, освобождение Симбирска преподавалось как одно из ключевых сражений всей Гражданской войны.
12 сентября 1926 года Симбирск-Ульяновск превратился в колоссальную съёмочную площадку полнометражного художественного фильма, с рабочими названиями «Красные и Белые» или «12 Сентября». Фильм воспроизводил эпизоды штурма Красной армией занятого «белыми» Симбирска.
В качестве «массовки» выступали расквартированные в городе части Красной армии, актёры местного театра и разных драматических кружков. Часть солдат изображала «красных», другая «белогвардейцев». Занимательно, что роли белогвардейцев доверили самым элитным частям Ульяновского гарнизона. «Каппелевцев» и их легендарного командира, Владимира Каппеля изображали курсанты и начальник Краснознаменной школы комсостава Александр Дмитриевич Лютов (1886 – 1949), «белых» чехов — офицеры Ульяновского гарнизона, а симбирских добровольцев-«кадетов» — юные партийцы из губернской совпартшколы.
С утра ульяновских жителей разбудил гром орудий и стрекот пулемётов. Стреляли громко, но зато холостыми. «Красные», как и восемь лет тому назад, наступали со стороны Киндяковки. На территории городского ипподрома (на территории нынешнего моторного завода) развернулось основное сражение. Всё действо прилежно снималось с разных точек едва не дюжиной кинокамер.
И вот киношные «белые» бегут, «красные» — видимо, всё по той же Сызранской — входят в город. Дальше киношные «чекисты» начинают хватать на улицах киношных «буржуев». И здесь — незадача! — некоторые горожане из числа случайных зрителей начинают по-настоящему кричать: «Что вы делаете, гады? А ну, пусти их! Пусти, а то морду набьём!» В общем, кино да и только!
Отснятый в Ульяновске материал планировалось смонтировать в часовую по длительности киноленту. Но «12 Сентября», или «Красные и Белые», на широкий экран так и не вышло. Едва ли это объяснимо техническим браком, скорее, изменениями в текущей политике государства: 1927 год стал решающим в борьбе Троцкого и Сталина за полноту власти в СССР, и закончился решительным поражением Троцкого. А у Сталина на Волге была своя любовь – город Царицын, с 1925 года – Сталинград. Его Иосиф Виссарионович оборонял от «белых» во время Гражданской войны, и об этом, кстати, был снят художественный фильм «Оборона Царицына».
Другая масштабная инсценировка «Битвы за Симбирск» случилась 15 июля 1928 года. Изображавший «красных» Ульяновский батальон ОСОВИАХИМа, добровольного Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству, что-то вроде Юнармии, но только для взрослых, должен был отбить город у условных «синих», укомплектованных сотрудниками милиции и ОГПУ, засевших на подступах к Ярмарочной площади. Стреляли пушки, пулемёты, шла беспорядочная ружейная пальба, разумеется, холостыми снарядами и патронами, и, наконец, «синие» сымитировали газовую атаку против «красных».
Инсценировка боя за Симбирск 15 июля 1928 года. За пилонами забора прячутся милиционеры в белых фуражках, изображающие синих
Но упорное сопротивление было преодолено, «синие» повержены, «красные» победили: «Вчерашние канцеляристы, бухгалтера, машинистки чувствуют себя настоящими бойцами. В их руках винтовки не игрушки. Видно, что и в настоящей боевой обстановке они не растеряются».
Инсценировка боя за Симбирск 15 июля 1928 года. Красные собираются для атаки на южной окраине Ульяновска
К 12 сентября 1948 года – день этот тоже был воскресным – было приурочено празднование 300-летия Симбирска-Ульяновска, отмеченное во второй раз в истории города; первым был 250-летнию юбилей в 1898 году. Примечательно, что и до революции юбилей приурочили к ратной дате в истории Симбирска – разгрому Степана Разина осенью 1670 года. Советская власть сделала из Разина героя, и его разгром был, конечно, больше не актуален.
Трамвай пересекает улицу 12 Сентября
А когда в 1954 году улицу 12 Сентября пересекли трамвайные рельсы и появилась трамвайная остановка, в Ульяновске родился соответствующий анекдот:
Сели гости нашего города в трамвай. «Осторожно, двери закрываются! — объявляет вагоновожатый, — Следующая остановка «12 Сентября»!» — «Как это так? – заволновались люди, — Это что же, мы неделю без остановок ездить будем?..»
Иван СИВОПЛЯС