Губернатор отчитался перед областным парламентом. Заканчивая ежегодный отчет о деятельности областного правительства, глава региона не стал скрывать, что несмотря на многие положительные итоги года, есть понимание, что не все возможности были использованы.

«Не всегда принимаемые решения соответствовали собственной высокой планке ожиданий и ожиданий наших граждан, - сказал он. - Конечно, можно принять во внимание все обрушившиеся на регион природные катаклизмы… Но есть немало вещей, которые зависели от нас самих. Это и несовершенство нашего законодательства, и некомпетентность, равнодушие, а порой и откровенная жуликоватость отдельных должностных лиц. Нам действительно предстоит очень многое изменить в подходах к управлению, в собственных головах, в господствующих сегодня в обществе нравственных ценностях…».

Обсуждение отчета губернатора, пожалуй, впервые вылилось в перекрестную дискуссию. Александру Кругликову не понравились «хвалебные оды» Игоря Тихонова и «проходящая в докладе «красной нитью» мысль, что «Единая Россия» - великая сила». Отвечавший ему Ростислав Эдварс заметил, что «популизм - это легко, а вот пойти и вместе с исполнительной властью продвинуть очередь в детские сады на 400 мест – несравненно тяжелее». Затем собственные отрицательные замечания озвучил Вячеслав Алексейчик, после которого слово взял Сергей Маринин, сказавший, что за восемь лет работы в Законодательном собрании ни разу не услышал от фракции КПРФ положительных оценок действий губернатора и правительства, при том, что сделано реально много…

Как нам кажется, самым верным стал «взгляд из Центра», озвученный по просьбе спикера Бориса Зотова представителем ЗСО в Совете Федерации Сергеем Бажановым. «Ульяновская область живет сейчас полной жизнью страны, во многом даже опережая ее, и регион стал «крепким середняком», стремящимся в высшую лигу, - сказал сенатор.

- Выросла узнаваемость на федеральном уровне, губернатор часто встречается с президентом, участвует в рабочих поездках премьер-министра, решение о создании ядерно-инновационного кластера в Димитровграде сравнимо по своей значимости только с решением Политбюро о начале строительства УАПК… Я бы поставил деятельности губернатора и правительства области твердую пятерку».

Из ответов же Сергея Морозова на депутатские выступления выделим стремление к безусловной поддержке любой формы общественного контроля («я за то, чтобы чиновников контролировали хоть под увеличительным стеклом - я здесь родился, здесь и умру, поэтому у меня нет желания что-то «стырить») и оценку, данную работе депутатского корпуса (лучше всех по всем темам работают фракция «Единой России» и Вячеслав Алексейчик в сфере ЖКХ и энергосбережений).

P.S. В ходе подготовки доклада главе региона было направлено 23 вопроса (12 - от фракции «Справедливая Россия», 5 - «Единой России», 4 - КПРФ и 2 - ЛДПР). На все, по заверениям депутатов, получены исчерпывающие ответы.

ИЗ ОТЧЁТА ГУБЕРНАТОРА С.И. МОРОЗОВА

О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2010 ГОД

Показатели на начало 2010 года

Индекс объема ВРП за 2009 год составил 92,6 процента, промышленного производства - 81,3, в обрабатывающих отраслях - 76,7, в сельском хозяйстве - 100,4 процента, инвестиций - 96,5. Индекс реальных располагаемых доходов граждан - 100,4 процента, реальная, за вычетом инфляции, заработная плата - 97,5 процента. Уровень регистрируемой безработицы - 2,03 процента. Статус безработного имели более 14 тысяч граждан. Более 35 тысяч работали неполное рабочее время или находились в административных отпусках. Налоговые поступления в бюджетную систему составили 21,3 миллиарда рублей, сократившись на 14,5 процента. Первоначальная сумма расходов областного бюджета составила 16 миллиардов 867 миллионов, что на 1,3 миллиарда меньше, чем в 2009 году.

Первоочередные задачи, поставленные правительством

Принять меры поэтапного выхода на докризисные показатели. Вести взвешенную бюджетную политику. Выполнить все социальные обязательства перед гражданами. Ускорить реализацию «прорывных проектов», связанных с формированием основ инновационной экономики. Реализовать комплекс мер налоговой, финансовой, инфраструктурной поддержки малого бизнеса. Снизить напряжённость на рынке труда. Повысить качество жилищно-коммунальных услуг и комфортность среды проживания. Начать строительство второго пускового комплекса на новом мостовом переходе. Улучшить материальную базу дошкольного и общего образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также семейной и демографической политики…

Изменения законодательства

В нормативно-правовом плане было разработано и принято 230 областных законов, 108 постановлений губернатора и 480 постановлений правительства. Среди них 20 областных целевых программ, в том числе программы: развития инновационной деятельности, создания региональных промышленных зон; поддержки малого и среднего бизнеса, развития туризма, повышения эффективности бюджетных расходов, снятия административных барьеров в строительстве, энергосбережения и повышения энергоэффективности.…К числу важнейших принятых нормативных актов в сфере экономики необходимо отнести изменения в законы, предоставившие льготы по налогу на имущество предприятиям автомобилестроения; изменения в законы о развитии инвестиционной деятельности, позволившие сформировать одно из самых прогрессивных и благоприятных по отношению к инвесторам законодательств в РФ.

…В соцсфере расширили возможности использования регионального капитала «Семья». Закрепили норму о бесплатном выделении земельных участков под строительство жилья многодетным семьям. Разработали и законодательно утвердили систему мер по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей. Полностью компенсировали расходы на оплату коммунальных услуг для 4,5 тысяч инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Разработали меры для государственной поддержки творческих работников…

Итоги

Область превзошла среднероссийские показатели по индексу роста валового регионального продукта, промышленного производства и производства в обрабатывающих отраслях, грузооборота транспорта, индексу объема услуг связи, оборота розничной торговли и платных услуг, внешнеторговому обороту, снижению уровня официальной безработицы, темпам роста реальной заработной платы и реальных доходов граждан.

Рост объемов производства позволил на 25 процентов увеличить поступления в бюджетную систему РФ. Собственные доходы консолидированного бюджета выросли более чем на пять миллиардов рублей, областного - на 4 миллиарда 145 миллионов и местных бюджетов - на 927 миллионов блей. 19 муниципальных образований превысили показатели 2009 года по росту собственных доходов. Своевременно и в полном объеме были выполнены все расходные социальные обязательства.

На социальную поддержку пенсионеров, ветеранов, многодетных семей, детей-сирот, инвалидов было направлено 6,5 миллиарда рублей. Более 516 тысяч ульяновцев, или 40 процентов жителей области получали те или иные социальные выплаты из бюджета. 2095 ветеранов ВОВ улучшили жилищные условия.

Продовольственная безопасность

Были поставлены две задачи: не допустить дефицит продуктов питания и установить жесткий контроль за ценообразованием. На базе основного производителя ОАО «Ульяновскхлебпром» был сформирован запас зерна для хлебопекарных нужд в размере более 12 тыс. тонн. Заключены соглашения с ведущими торговыми сетями о минимальных торговых наценках на социально значимые продукты питания. Проведено 258 ярмарок, на которых граждане могли купить необходимую продукцию по более низким ценам. Для обеспечения граждан овощной продукцией разработаны «овощные сертификаты»…

По стоимости фиксированного набора продуктов питания по итогам года область занимала 4-е место по ПФО и 11-е место по России, начиная с наименьшего показателя.

Доходы населения

Средняя зарплата составила по итогам года 13,5 тысячи рублей, в номинальном выражении выросла на 16%, что выше среднероссийских темпов роста… Реальные располагаемые, за вычетом инфляции, денежные доходы населения увеличились на 9,5 процента (индекс потребительских цен за год составил 110,6%). Доля граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, за год сократилась на полтора процентных пункта – с 20,4 до 18,9 процента. За год было создано 23720 новых рабочих мест, что в два с лишним раза больше, чем в 2009 году. Но. Средняя зарплата по области остаётся более чем на 13 процентов ниже среднеокружной и более чем на 36 процентов ниже среднероссийской. Поэтому одной из главных задач на 2011 год является повышение средней заработной платы в реальном секторе экономики как минимум на 18 процентов. К 2013 году мы должны достичь уровня средней заработной платы по ПФО.

Государственное и муниципальное управление

По динамике эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ область заняла шестое место. По общей эффективности переместились с 65-го места на 42-е. …Но есть и другая шкала оценок власти. Оценок, порой жестких и нелицеприятных. Её дают наши граждане, которые ежедневно сталкиваются с простыми и насущными проблемами, которые многие областные и муниципальные чиновники не торопятся решать либо решают из рук вон плохо, непрофессионально. Ульяновская область, едва ли не единственная в России, ввела административные штрафы за несвоевременное либо некачественное предоставление государственных и муниципальных услуг. Однако граждане этой нормой не пользуются. Просто не знают о её существовании. Отсюда вытекают три взаимосвязанные задачи. Первое – наряду с внедрением проектных методов работы «перенастроить» систему текущего контроля за повседневным функционалом чиновников.

Второе - расширить доступность предоставления государственных и муниципальных услуг через сеть МФЦ и «Почту России». И третье - повышать уровень открытости власти, выстраивая конструктивные отношения с гражданским обществом.

Текст: Георгий Кузнецов

«Ульяновская правда»