С 2012 г. владельцев грузовиков обяжут платить за порчу дорог – на эти деньги власти обещают строить новые дороги и ремонтировать старые. Такие правила предусмотрены законом о формировании дорожных фондов, который депутатам ГосДумы рекомендовал принят во втором чтении комитет по бюджету и налогам. Согласно закону, с 2012 г. владельцы грузовиков будут отчислять в государственный бюджет по 24 коп. на 1 кг массы транспортного средства. Местные эксперты отнеслись к возможному нововведению отрицательно и назвали его серьезным экономическим ударом по транспортникам.
О необходимости возрождения дорожных говорят уже несколько лет, ведь сборы, которые когда-то в них поступали, позволяли качественно ремонтировать дороги и расширять дорожную сеть в стране. На сегодняшний день формирование федерального фонда на 2011 г. уже завершено. Объем определен: 254,1 млрд руб. Он формируется за счет различных сборов: это доходы от платных дорог, доходы от передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения, доходы от акцизов на автомобили и мотоциклы.
С 1 января 2012 г. должны быть сформированы региональные дорожные фонды. Они смогут пополняться за счет транспортного налога, а также других поступлений, предусмотренных законодательством. С 1 января 2014 г. в фонды будут идти акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла. 28% от акцизов будут направляться в федеральные фонд, остальное распределят между регионами.
Кстати, законопроект о формировании дорожных фондов, рекомендованный комитетом по бюджету и налогам ГосДумы, предполагает и введение нового налога. Он коснется владельцев грузового транспорта. С 1 января 2012 г. они будут платить в казну за вред, которые причинили дорогам своими автомобилями. Платить за ущерб будут те, чьи машины весят более 12 тонн. По расчетам Минфина, представленным в 2009 г., с одного килограмма массы грузовика придется заплатить 24 коп. То есть налог с автомобиля массой 12 тонн составит 2880 руб.
Правда, пока неясно, как будет определяться масса автомобиля. Скорее всего, придется оборудовать трассы пунктами весового контроля. Всего в 2012 г. за счет этой платы фонд планируют пополнить на 3 млрд руб., а в 2013 г. - на 10 млрд руб. На эти деньги власти обещают строить новые дороги и ремонтировать старые.
Причем в Министерстве финансов заверяют, что схема перечисления средств будет прозрачной, а оставшиеся деньги можно будет перекидывать с одного года на другой, а значит, качество дорог станет лучше.
В это же время многие автомобилисты считают, что деньги просто пропадут. «Отчасти эта мера набьет лишь карманы чиновникам. Лишь часть средств пойдет на ремонт дорог, – подчеркнул председатель совета объединения частных перевозчиков «Наш город» Виктор Сидоренко. – Разве норматив на строительство дорог не предусматривает у нас проезд большегрузного транспорта? Почему они должны платить? Надо менять ГОСТ на строительство дорог, чтобы по ним могли ездить все без ограничения. А вообще инфраструктура дорог, строительства дорог, планирования дорог - это полномочия и ответственность государства. К данной мере я негативно отношусь».
Ульяновское отделение «Всероссийского общества автомобилистов» с ним солидарно и надеется на то, что поправки не будут приняты. «По большому счету введение этого налога - это экономический удар по транспортникам, – считает первый заместитель председателя регионального отделения «Всероссийского общества автомобилистов» Вячеслав Мытарин. – У них сейчас и так низкая зарплата, несмотря на то количество часов, которое они сидят за рулем. И за это они еще должны платить? Это удар по малому и среднему бизнесу, который мы, по идее, должны развивать. Данная мера может привести к экономической диверсии! Не думаю, что эти деньги пойдут на развитие транспортной сети. Скорее всего, они где-то пропадут. Данная мера не решит проблему российских дорог. Исходя из всего этого, мы считаем, что эта поправка не пройдет».
Текст: Татьяна Ветцель
Фото: segodnya.ua