Вчера прошло родительское собрание в заволжской школе № 22, где на прошлой неделе учительница младших классов избила 9-летнего мальчика. Родительский комитет «гнобил» избитого второклассника и защищал учительницу, поднявшую руку на ребенка. Действиями «родительской общественности» умело управляла администрация школы. «Народный» гнев обрушился на родственников ребенка, а корреспонденту «Ульяновск online» обещали «оторвать голову» за то что «вынес сор из избы».

- Ваш мальчик хватал за попу мою дочь.

- А у нас он украл ручку.

- Ходит в рванье, и все время голодный, в столовой заглядывает другим в тарелку.

- Его никто не встречает из школы.

- Мать – алкоголичка, летом ее видели с фингалом под глазом.

- Учительница ударила Сережу один раз, а не пять. От этого не может быть сотрясения.

- Мальчика избили ученики, дети рассказывают, как на перемене его тащили в женский туалет.

- Вот видите, - директриса назидательно обвела рукой класс, - учительницу защищает не администрация, а сами родители. Учительница, избившая своего ученика, сидела на последней парте и смущенно улыбалась.

«Система сломает мальчика, для чиновников и школы репутация дороже ребенка», - обреченно говорят правозащитники. Никто из представителей городского управления образования и министерства образования на собрание не пришел.

- Вообще-то у нас текущее собрание, просто так совпало, что на этой неделе учащийся 2 «Г» попал в больницу, - деловито начала «спектакль» директриса Наталья Мельникова, она снисходительно посмотрела на маму избитого второклассника. – Будете говорить? Мама мальчика Светлана Пинчук собиралась с духом, чтобы выступить перед агрессивно настроенной аудиторией.

- Если мама считает для себя неприемлемым отстаивать своего ребенка в этой ситуации, ну давайте бабушку послушаем, - ехидно заметила директриса. В адрес мамы мальчика посыпались колкости.

- Мама целыми днями работает, не следит за сыном. А мы как будто не работаем, - зашумели в классе.

Собравшись с духом, мама избитого второклассника начала рассказывать:

- Ребенок плохо себя чувствовал вечером в пятницу, я думала как обычно, если он говорит: «у меня голова болит», это значит: «я не хочу учить уроки». Я ему дала таблетку, он лег спать. В субботу я весь день работала, пришла вечером домой, он опять жаловался на головные боли. В воскресенье я его отправила к бабушке помыться и постричься. В четвертом часу мне бабушка звонит: Света, когда это закончится, дай мне номер учительницы. Сережа мне рассказал, что она его избила. Когда бабушка стригла Сережу, он говорит бабуля – не надо мне больно, не трогай голову. И она стала его допытывать: Сергей давай рассказывай, что случилось. И вот что он рассказал: «Отпрашивались на уроке все в туалет, учительница никого не отпустила. И он просился...

- Правильно сделала, что не пускала, - забасил мужчина, сидевший на собрании рядом с учительницей

- Ну, видимо, у учительницы нервы уже не выдержали, и она настучала Сереже по голове учебником, он сказал пять раз, - продолжила рассказ мама избитого ученика. – Лилия Александровна подошла к нему и быстро-быстро ударила, один раз он увернулся, и она попала ему по уху. Ухо синее с обратной стороны.

- А почему дети об этом не говорят? – громко крикнула экспрессивная дама с последней парты.

-Говорили, было это уже не первый раз, - пыталась отбивать Светлана Пинчук. - Мама Денисова Никиты присутствует здесь?

- Да, я здесь.

- Мы же с вами разговаривали, вы рассказывали о таких случаях, может вы хотя бы здесь признаетесь

- Нет, я ничего не буду говорить, - мама Никиты покраснела.

- А почему сын вам в пятницу не рассказал о том, что его избили? – родители не скрывали своего презрения по отношению к родственникам мальчика.

- Он молчал долго и насчет того, что Лилия Александровна брала его за ухо, швыряла к доске и он ударялся о нее, у него на спине с прошлого года остался след, - оправдывалась Светлана Пинчук.

- Дайте я скажу, - поднялась из-за парты мама одной из учениц класса. - Мне позвонила в воскресенье вечером мама Сережи и говорит вот у Сережи болит голова, потихоньку спросите у Кати, что произошло. Я у Кати потихонечку спрашивала, что у вас там произошло. Она говорит: «все дети шумели и Сережа в том числе, переговаривались». Лилия Александровна давала задание, а он как всегда выкрикивал. Она ему сказала – не выкрикивай с места. У нее в руках книжечка была тонкая, Лилия Александровна подошла к Сереже и приложила книгу к голове. И потом еще был случай, в этот же день Сережа сломал очки какой-то девочке, мальчики схватили его и хотели побить, поволокли его в женский туалет и возможно, он упал и стукнулся о парту. Это слова Кати, и девочки даже побежали к Лилии Александровне, чтобы она их разняла, а иначе мальчишки хотели Сережу в туалет завести. С чего вы взяли, что она ему пять раз стукнула, да еще и по уху попала?

- Это сказал мой ребенок.

- Вы ему верите?

Возмущенная бабушка избитого мальчика обратилась к учительнице Лилии Халиловой:

- Вот вы в кабинете директора сознались, что стукнули ребенка один раз. Сознались?

- Молчи, - советовал учительнице мужчина, сидевший рядом.

- Вот возникла такая ситуация в школе, естественно, перед родителями я как администратор извинялась. Но я далеко не говорила о том, что учительница ударила, - взбеленилась директриса Наталья Мельникова. - Давайте будем спокойно, размеренно, уравновешенно вести себя. Вы понимаете, чем больше мы сейчас с вами каких-то нелепостей допустим, тем это будет на руку товарищам, – при этом г-жа Мельникова кивнула в мою сторону и благосклонно обратилась к родительскому собранию. - И четко выскажем свою позицию, не мою позицию, а ВАШУ.

В классе началась форменная истерика:

- А ваш мальчик мою дочь за попу щупал, сейчас он за попу хватает, а дальше что будет?

- Ребенок отсталый, нужно решать проблему как его воспитать.

- Вот за рубежом есть такой хороший закон, если двадцать человек в классе против одного ученика, то его надо выгнать из класса.

- Не дай вам Бог, чтобы такое случилось с вашими детьми, - заплаканная мама Сережи, не выдержав прессинга, выбежала из класса.

-Иди, пьяница. Правда глаза колит! – родительское собрание готово было превратиться в «суд линча».

- Прошу выйдите отсюда, - директриса направилась в мою сторону. – Сейчас вызову милицию.

- Неизвестно, что он там снимает, - возмущалась разогретая публика.

Учительница, поднявшая руку на ребенка, сидела на последней парте и смущенно улыбалась. За все собрание Лилия Халилова не проронила и слова. Только кивнула, когда я спросил – правда ли, что она ребенка ударила один раз. И показала примерную толщину книги, которой била по голове малыша. Книга была толщиной в один палец.

Полиционеры приехали задерживать меня в бронежилетах. " Мы его не можем просто так забрать пишите заявление", - посоветовали они директрисе.

Уже на выходе из класса завуч Вера Илюхина сокрушалась:

- Сейчас идет прием в первые классы, а вы льете такую грязь на нашу школу. Школа дважды получала гранты, а после этого скандала могут не дать.

В знак солидарности с учительницей родительский комитет попросил сделать общую фотографию.


- Избитого мальчика, конечно, нужно переводить из этой школы, иначе там его «затравят», - отмечает правозащитник Игорь Корнилов. - Плохо одет ребенок, кормят его или нет – он в этом не виноват. Если есть проблемы в семье, об этом должны была сообщить школа в социальные службы. Когда убрали функцию воспитания из школы, многие педагоги стали продавцами знаний. Отсюда возникает потребительское отношение к детям.

Уполномоченный по правам ребенка Константин Долинин не может сдержать эмоций, комментируя эту ситуацию:

- Мне как отцу четырех детей насрать на репутацию школы. Насрать, я повторяю. Потому что меня интересует здоровье – физическое и моральное моего ребенка. Да забудьте вы про эту репутацию, она не стоит гроша ломаного, единственная ценность – ребенок.

- А знаете, почему не было ни одного чиновника от образования на собрании? Потому что рыло-то в пушку. Случай не единичный. Это система сокрытия происшествий, система умалчивания. Все наше образование – это система скрытия преступления. А потом мы удивляемся, почему рецидивы происходят, почему суициды происходят, почему изнасилования происходят.

- Начинает работать круговая порука. У директора очевидная истерика, она таким образом только усугубляет положение школы, вовлекая в эту истерику родителей и учителей, зависимых от нее. Очевидно, что произошло ЧП. Вместо того, чтобы абсолютно честно признать ошибки, разобраться, пытается манипулировать, давить на пострадавшую сторону.

- Хочу сказать всем родителям, защищающим учительницу-садистку. Завтра с вашими детьми может произойти более худшая ситуация, если мы сейчас не скажем правду. Уверен, если мы внимательно разберем эту учительницу, то увидим, что у нее в детстве было подобное насилие. И она тиражирует насилие.

- Директора уволить, ценность для нее не ребенок в школе, для нее ценность – красивая репутация и кресло свое. А на ребенка плевать, подумаешь, огрели мальчика учебником по голове. И такая позиция не только у нее, а у большинства чиновников, с которыми я работаю в правительстве Ульяновской области.

Министр образования Екатерина Уба считает, что не стоит «создавать вокруг этой ситуации ажиотаж и нездоровую обстановку»:

- Если в школе произошло такое ЧП, почему на собрании не было представителей министерства? Были более важные дела?

- Неправильная постановка вопроса. Это собрание, где директор встречался с родителями для того, чтобы дать разъяснения по ситуации.

- Вы уверены, что именно так все и обстояло, и что якобы директор давал пояснения?

- Ну, во всяком случае такая была установка. А как обстояло дело, я узнаю завтра, позвоню. Если подтвердится, что было избиение. Это, конечно, вопиющий факт. Знаю, что учитель уволился сразу. Но на сегодняшний день точной уверенности, что так было – нет.

- То есть ребенок врет?

- Я не говорю этого. Я не знаю. В данном случае – ни в том, ни в другом уверенности нет. Но не стоит создавать вокруг этого ажиотаж и нездоровую обстановку.

- Знаете ли вы какая обстановка в классе? Что многие родители и дети настроены против мальчика?

- Вот сейчас нужно, чтобы он восстановился. И будем тихонько, спокойно, грамотно принимать решение без нервов. Нагнетать и без того тяжелую ситуацию не нужно.

- А почему в такой ситуации молчит министр, нет никакого официального заявления, ни записи в блоге

- Нужно немного подождать, разобраться в ситуации.

- Ребенок говорит, что его пять раз ударили, учитель настаивает на том, что ударила один раз. Это меняет суть ситуации?

- Нет, учитель не может поднимать руку на ребенка

- Тогда чего вы еще ждете?

- Я подумаю над тем, чтобы сделать официальное заявление. Но пока резких выводов делать не надо.

P.S.: «Ульяновск online» будет следить за судьбой мальчика Сережи. Сейчас он находится в больнице с сотрясением мозга.

Репортаж: Сергея Красильникова