Через антикоррупционную экспертизу, проводимую Уполномоченным по противодействию коррупции, за прошлый год прошли 74 проекта нормативных правовых актов Ульяновской области, подготовленных исполнительными и законодательным органами нашего региона. Из этого количества актов в 175 проектах, или в 23,5%, были выявлены коррупциогенные факторы. По словам Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Александра Павлова, эти документы регулировали финансовые потоки в размере 7,3 млрд. рублей.
В числе проектов нормативных актов с выявленными коррупциогенными факторами 56 проектов, по оценке экспертов, могли бы явным образом привести к финансовым потерям порядка 813 млн. рублей.
В числе таких документов - действующий закон Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...»; проект областного закона об организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси в Ульяновской области; проекты постановлений правительства области о выделении грантов начинающим предпринимателям на открытие собственного дела, об утверждении порядка предоставления субсидий предпринимателям на развитие центров ремёсел, о проведении отбора сельских поселений на получение субсидий для комплексной компактной застройки и благоустройства, об инновационно-производственном центре Ульяновской области, о порядке и условиях предоставления социальной выплаты на приобретение жилой площади государственным гражданским служащим Ульяновской области и длинный список других.
- В октябре прошлого года с согласия губернатора в областной закон о противодействии коррупции были внесены изменения, согласно которым нам определено теперь проводить не просто антикоррупционную экспертизу, а антикоррупционный анализ, - отметил в своем докладе на заседании координационного Совета по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области Александр Павлов. - То есть не просто «чистить» документы от коррупциогенных факторов, а изучать возможности и варианты проявления коррупции в «обход» закона, а также предлагать способы её предупреждения. Усилия по внедрению практики антикоррупционной экспертизы положительным образом сказались на качестве нормативной правовой базы. В результате такой «чистки» аппаратом Уполномоченного по противодействию был составлен и на минувшей неделе опубликован рейтинг эффективности работы элементов организационной структуры по противодействию коррупции. По итогам прошлого года наиболее эффективную систему по противодействию коррупции выстроило министерство природопользования и лесного хозяйства, наименее - Департамент массовых коммуникаций, инспекция государственного строительного надзора, Управление записи актов гражданского состояния. Из городских и районных властей лучшую оценку получили димитровградцы, худшими оказались руководители Старокулаткинского района.
В прошедшем году большое внимание было уделено разработке целевых антикоррупционных программ - областной, муниципальных и ведомственных. По словам Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, «начали мы эту работу с себя, определив из практики антикоррупционного анализа зоной наивысшего коррупционного риска формирование и исполнение областных целевых программ».
Первой из коррупционных программ была программа по строительству ОГУП «Имущество» совместно с тольяттинской фирмой суперсовременного центра по ремонту автомобилей, результатом которой в конечном счёте стало элементарное желание за бесценок прибрать к рукам землю и от сделки купли-продажи получить более 17 млн. рублей. Сделка была приостановлена. Далее была целевая программа по модернизации тепловых источников.
- До сих пор эта концепция модернизации вызывает у специалистов недоумение, а у нас – изумление от той наглости, с которой приобретались котельные по лизинговой схеме по цене в 2 - 2,5 раза дороже через посредников, когда их можно было купить с отсрочкой платежа на заводе-изготовителе и по цене производителя, - признает А. Павлов. - В результате области был нанесён ущерб порядка 150 млн. рублей. Причём договор был составлен так, что его невозможно было расторгнуть без потери котельных и уже перечисленных платежей.
Вслед за этим была предпринята попытка реализовать газовые трубы муниципальных образований на сумму около 300 млн. рублей без конкурсных процедур, через создание коммерческой организации, которая по закону и не могла этим заниматься. А цель в программе была продекларирована благая - «Эффективное использование газового хозяйства области». Хотя уставной капитал этой фирмы был чуть более 100 тыс. рублей, а на эти деньги эффективного использования газовых труб выполнить невозможно. Сегодня на соответствующей министерской должности работает другой человек.
Затем была целевая областная программа «Школьные окна» на миллиард рублей с превышением стоимости в 1,5 - 2 раза. Поставка каждого школьного окна должна обойтись в 26 тысяч рублей, и это - при оптовой поставке! Проект отклонён.
- Летом прошлого года мы изучали поступивший нам на экспертизу проект изменений в областную программу развития информатизации. Так вот, одним из мероприятий этой программы планировалось выделить 350 тысяч рублей на одну лишь разработку медиаплана по освещению работы одного многофункционального центра и подготовку пресс-пакетов о его работе для СМИ. Поясню, речь не шла о самом освещении, а о разработке простого плана, включавшего информацию о том, где, как и когда размещать те или иные интервью, рекламные ролики и т. п. Недавно завершён анализ и отправлена на доработку разработчику целевая программа с заявленной стоимостью около 300 млн. рублей и освоением всей этой суммы в этом году. Ни одна из этих программ не имела сколь-нибудь серьёзного технико-экономического обоснования, экспертной оценки финансовых затрат и концепции. Результатом этого анализа стало предложение губернатору по изменению методики оценки необходимости принятия программ с привлечением независимых экспертов. Предложения эти оформлены сегодня в проект постановления правительства по разработке целевых программ.
Еще одна зона коррупционного риска - это деятельность областных автономных учреждений, которым федеральным законом разрешено проведение закупок на бесконкурсной основе. Учредители этих учреждений - исполнительные органы государственной власти – сегодня могут передавать в уставной капитал учреждённых ими областных автономных учреждений на реализацию своих целей в обход конкурсных процедур любые суммы, определённые областным бюджетом. Поэтому предлагаю поручить руководителям областных автономных учреждений рассмотреть на заседаниях советов учредителей и принять решение о закупке продукции, услуг и работ, превышающих стоимость 100 тыс. рублей, только через аукционы в электронной форме, так как закон не запрещает этого делать. Тем более Планом Правительства РФ по разработке проектов нормативных правовых и ведомственных актов по вопросам планирования и размещения госзаказа предусмотрено изменение требований к порядку размещения заказов автономными учреждениями. ОГУП «Имущество», дабы избежать коррупционных рисков, пошло по этому пути, хотя у него тоже есть право бесконкурсных закупок.
Текст: Ева Невская, «Ульяновская правда»
Фото: welcome-moldova.com