Поддельные детали для автомобилей можно встретить практически по всей территории РФ. Об этом сообщает аналитическая служба компании «Авента-Инфо». Компания обработала статистические данные по распространению на территории страны автозапчастей, имеющих высокую степень вероятности подделки. Лидерами в этом рейтинге стали Самарская и Ростовская области. По оценкам местных экспертов, в Ульяновской области автозапчасти-подделки занимают до 30-40% рынка.

В ходе исследования его авторы обрабатывали результаты sms-проверки подлинности покупаемых автозапчастей потребителями через систему бренд-контроля DAT за 2009 г. В исследовании приняли участие несколько крупнейших автопроизводителей, маркирующих свою продукцию защитными DAT-стикерами с кодом. Потребитель, приобретая товар, отправлял этот код по sms, и в ответ ему приходила информация о подлинности покупаемой им автозапчасти. При этом в случае повторно вводимого кода, система бренд-контроля DAT информировала потребителя о том, что код уже проверялся, поэтому возможна подделка. Аналитики «Авента-Инфо» обработали данные по географии номеров абонентов сотовой сети, которым в течение 2009 г. пришла информация о том, что код не верный, либо введен повторно.

Как отмечают авторы исследования, чаще всего контрафактную продукцию для автомобилей можно приобрести в Самарской и Ростовской областях – подозрительные автодетали в этих регионах занимают по 9,6% рынка. И это неудивительно: здесь располагаются два крупнейших автомобильных завода – АвтоВАЗ в Тольятти и ТагАЗ в Таганроге.

За ними следуют Краснодарский (6,1%) и Ставропольский край (4,6%), Воронежская область (3,4%) и республики Дагестан (4,5%), Башкортостан (3,4%) и Татарстан (3,4%) – на них суммарно приходится четверть автозапчастей, обладающих признаками контрафактной продукции.

Самыми «неподдельными» оказались Астраханская, Курганская, Липецкая, Орловская, Свердловская, Томская области, Республика Мордовия – по 0,8% – и некоторые другие регионы.

Ульяновска в рейтинге нет, однако, как выяснил «Ульяновск online», эта проблема чрезвычайно актуальна и в нашем регионе. По различным оценкам, на долю поддельных автозапчастей приходится от 30% до 40% рынка.

«Поддельными (контрафактными) можно назвать автозапчасти, которые реализуются в фирменной упаковке, под брендом и с маркировкой предприятия-производителя, без сертификата соответствия, – рассказывает директор филиала ООО «Силовые агрегаты – Группа Газ» в Ульяновске Алексей Салугин. – В целом, эксперты оценивают их долю в пределах 7% от общего оборота. Существует еще так называемая «серая продукция» с декларированной заменяемостью, официально производимая различными предприятиями под собственными брендами. В основном, она обладает низким качеством. Доля «серого рынка» в обороте автокомпонентов составляет от 30 до 90% в зависимости от наименования продукции».

При этом любая автомобильная деталь может оказаться фальшивой. И основная проблема заключается в том, что простой потребитель не может на глаз определить какой (поддельный или нет) товар он покупает. Тогда выбор падает на изделие с более низкой ценой – и именно этот товар может быть контрафактом.

«Почему поддельные автозапчасти на порядок дешевле оригинала? Этому есть простое объяснение, – говорит директор ТК «Мишар» Олег Тагиров. – Дело в том, что компании-пираты нарушают определенную технологическую последовательность изготовления детали. Экономя средства, они отказываются от каких-то стадий, закупают дешевые материалы, не использую суперточные станки, а делают запчасти практически «на коленках». Это отражается на качестве детали, ее сроке эксплуатации. Кроме того, налоги они не платят и за качество не отвечают. Отсюда и низкая цена».

В итоге страдают все. Заводы, производящие оригинальные детали, терпят многомиллионные убытки.

«Заводы, занимающиеся изготовлением оригинальных деталей, несут экономические потери, которые прямо пропорциональны объему производимой контрафактной и «серой» продукции. Помимо этого, наносится ущерб имиджу предприятия: покупатель, приобретая некачественную или поддельную продукцию, изменяет свое отношение к предприятию-производителю. Ульяновский моторный завод защищает свою продукцию от подделок целым рядом приемов и мероприятий, среди которых недавно появился еще один, уже зарекомендовавший себя у конечного потребителя: при помощи наклеек со специальным смс-кодом, по которому можно определить подлинность продукции», – отметил Алексей Салугин.

Автомобилисты через некоторое время вынуждены обращаться в автосервисы с поломками и снова платить деньги за те же самые запчасти. Кроме того, множество дорожных аварий происходит именно из-за поддельных автозапчастей.

«Наиболее опасны подделки шрусов, элементов подвески, тормозных колодок, распределительных ремней, генераторов, – отмечает глава ульяновского отделения Всероссийского общества автомобилистов Николай Батраков. – Они быстро выходят из строя и легко становятся причиной ДПТ».

Текст: Ксения Великанова

Фото: autozaz.kiev.ua