Уходящий 2010 год можно считать знаковым для российской автомобильной отрасли. По данным Автостата, рост производства автомобилей отечественных брендов составит 83%. Такому подъёму по большей части способствовала государственная программа утилизации автомобилей, позволившая российским предприятиям, в том числе и Ульяновскому автозаводу, почти вдвое увеличить свою производственную программу. Приблизились к докризисным показателям и другие предприятия автомобилестроения в регионе, такие, как ДААЗ, УМЗ, БАУ Мотор Корпорэйшн. По прогнозам экспертов, в следующем году авторынок продолжит двигаться в том же направлении. Так, на региональном уровне в 2011 году он должен вырасти ещё на 30%.
Реанимация автопрома
Итоги уходящего года показывают, что ульяновская промышленность не просто восстанавливается, но опережает по своим темпам многие другие регионы страны. Как отмечает в своих докладах Минрегион, особенно благоприятным стал третий квартал года, а пик «восстановительного роста» пришелся на сентябрь: индекс промышленного производства за 9 месяцев составил 137,1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, что было на 28% выше среднероссийского показателя. Ульяновская область вышла на второе место среди всех регионов страны. К декабрю, однако, бурный рост снизился, тем не менее показатели промпроизводства по-прежнему высоки - 126,4%.
2010 год стал годом заметного оживления ульяновского автопрома. Многие эксперты по итогам первого полугодия даже смело констатировали его постепенное возвращение на докризисные позиции.
По данным Автостата, за 2010 год на территории России будет выпущено 1,2 миллиона легковых автомобилей, что в два раза больше прошлогоднего показателя (596 тысяч). Рост производства автомобилей отечественных брендов составит 83%, всего будет выпущено порядка 580 тысяч российских моделей. В то же время сборка иномарок увеличится на 122% - до 620 тысяч.
«В целом по России, а Ульяновск не исключение, продажи росли самыми высокими темпами, - говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. - Отмечался рост интереса потребителей к новым машинам, причем всех ценовых категорий».
Об этом говорят и данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за первые одиннадцать месяцев 2010 года выросли на 28%, или на 368,649 тысяч по сравнению с тем же периодом 2009 года, констатирует АЕБ. Рост продаж в ноябре 2010 года составил 80% к аналогичному периоду прошлого года (84,602 тысяч). При этом на первом месте по числу проданных автомобилей ВАЗ, на 10-м - ГАЗ, на 12-м - УАЗ. Подобная тенденция наблюдается и в Ульяновской области.
Причин такого подъема много. Во-первых, это получение предприятиями автопрома ряда региональных преференций. С начала 2010 года автопроизводители и производители автокомплектующих в Ульяновской области были освобождены от уплаты налога на имущество.
В значительной степени на продажи повлияла и удачная программа автокредитования. Весь год наблюдался существенный рост заявок на автокредиты, банки снижали ставки и смягчали требования к заемщикам. Если в период кризиса минимальный первоначальный взнос по автокредитам составлял 40%, то сейчас он снова опустился до 10%. Вернулись кредиты на подержанные авто, кроме того, условия досрочного погашения кредитов стали более лояльными.
Но главной причиной сумасшедшего роста продаж стала программа утилизации автомобилей. «С ее помощью уже со второго квартала не только стали увеличиваться продажи, но обозначился устойчивый рост производства на ульяновских предприятиях, а по итогам года объемы выпуска автомобилей и автокомплектующих выросли на 20-30%», - отметил директор БАУ Мотор Корпорэйшн Андрей Артемов.
Программа утилизации раскачала УАЗ
По информации Минпромторга РФ, за все время действия государственной программы по утилизации старых автомобилей было выдано 390 тысяч сертификатов. Выплаты по утилизации в 2010 году составят 11,6 миллионов рублей.
Напомним, программа утилизации старых автомобилей стартовала 8 марта 2010 года. За все время было продано порядка 350 тысяч машин, из них клиентам доставлено больше 250 тысяч. При этом около 70% автомобилей приходится на продукцию АвтоВАЗа.
Стоит отметить, что программа утилизации раскачала потребительский спрос и на автомобили УАЗ. По информации гендиректора УАЗа Сергея Юрасова, всего по программе реализовано более 4 тысяч автомобилей УАЗ. Больше всего машин было продано в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Но настоящим лидером стал Ульяновск: здесь по программе утилизации «автохлама» продано 600 машин.
В целом программа дала значительный толчок развитию Ульяновского автозавода. Ради нее в производство даже вернули обновленный УАЗ-469, выпуск которого заморозили несколько лет назад.
Теперь УАЗ-469 - новый, более практичный, автомобиль, предназначенный для использования в жестких условиях бездорожья. В этом же году освоено и производство авто с двухтопливной системой питания (газ и бензин) на базе UAZ Patriot и UAZ Cargo.
«В текущем году, по предварительным данным, завод произведет более 55 тысяч автомобилей (в 2009г. - всего 32 тысячи), что почти вдвое больше показателей прошлого года. В следующем году также ожидается рост производства. Он будет не столь значительным, как в текущем году, но положительная тенденция по выходу на докризисные позиции продолжится», - заявил Сергей Юрасов.
К докризисным показателям
Влияние кризиса успел почувствовать на себе и появившийся в его разгар на территории области новый автомобильный завод - совместное предприятие местной компании «АМС-Авто» и пекинской автомобильной холдинговой компании BAIEC - БАУ Мотор Корпорэйшн. В июле 2010 года предприятие начало производить грузовые автомобили TONIK (грузоподъемностью до 1 тонны). А в августе началось серийное производство пассажирских автобусов малого класса STREET, которыми в перспективе местные власти хотят, по возможности, заменить маршрутные «газели».
«Кризис мы почувствовали, но, благодаря введению программы по уменьшению издержек, его влияние удалось сгладить, - отмечает директор предприятия Андрей Артемов. - В 2010 году мы двигались в соответствии с общими тенденциями рынка и увеличили производство на 28%. В планах на следующий год нарастить производство до 40% по всему модельному ряду».
По словам Андрея Артемова, в худшем положении оказались смежники, некоторым из них не удалось «дожить» до сегодняшних дней. «Наиболее сильное влияние испытывали на себе мелкие производители автокомпонентов. В связи с консолидацией рынка и более жестким подходом к выбору поставщика автозапчастей многим производителям автокомпонентов пришлось сойти с дистанции», - поясняет он.
Производители автокомплектующих в Ульяновской области тоже пережили в свое время и отсутствие заказов, и минимальный платежеспособный спрос, и полное неведение в отношении того, что ждет впереди, даже в пределах одного квартала. Однако резкий спад объемов производства прекратился и сменился в 2010 г. устойчивой тенденцией роста.
«2010 год - это год событий, год динамичного развития Ульяновского моторного завода, выхода на точку безубыточности, - рассказывает гендиректор УМЗ Евгений Русяйкин. - Безусловно, главным событием для нас стал старт производственной программы по выпуску модернизированных двигателей для новых легких коммерческих автомобилей «ГАЗель-БИЗНЕС». УМЗ первым в России начал серийный выпуск битопливных газо-бензиновых моторов, которые сегодня устанавливаются на автомобили марки ГАЗ».
Руководство завода отмечает: объемы производства докризисного 2008 года превышены. «И это не просто количественный рост. Если поставить рядом два двигателя, выпущенных год назад и в этом году, можно убедиться в том, что это практически два разных продукта. С начала года мы совершили настоящий прорыв по повышению технического уровня мотора, усовершенствовали его по 50-и направлениям», - говорит Евгений Русяйкин.
ДААЗ пригласит иностранцев
Особенным образом складывались дела на ДААЗе. Судьбу предприятия традиционно связывали с судьбой АвтоВАЗа, ведь на Волжский автозавод ДААЗ ежегодно отгружал до 70% своей продукции. В прошлом году предприятие тяжело переживало кризис: работало в «рваном» режиме, сокращало персонал. Тогда падение производства, по некоторым данным, составило более 60%. Потребность в выпускаемой продукции резко снизилась: основной ее покупатель - АвтоВАЗ - сам переживал не лучшие времена.
Уходящий год ДААЗ завершает с неплохими показателями. «Отгрузка продукции по итогам 2010 года будет на 65,1% выше уровня 2009 года. Однако это еще не докризисный уровень. В 2010 году объем отгруженной продукции в сопоставимой оценке относительно 2008 года составит 76,7%. Объем наших продаж на 2011 год, сформированный с учетом заявок АвтоВАЗа и других потребителей, ожидается на уровне текущего года», - рассказывает управляющий ОАО «ДААЗ» Андрей Маслов.
Стоит отметить, что на предприятии сейчас реализуется интересный проект: на его промплощадке формируется индустриальный парк с особым режимом для резидентов. В перспективе сюда будут привлечены иностранные инвесторы для формирования совместных предприятий.
Планируется, что начальный объем инвестиций в этот проект будет не менее 150 миллионов рублей. На реновацию производственных площадей будет затрачено еще порядка 500 миллионов рублей.
В настоящее время, по словам Андрея Маслова, создана дирекция «Индустриальный парк», зарегистрировано ООО «Димитровградский индустриальный парк», проводится работа по высвобождению производственных площадей под реализуемые проекты, прорабатываются возможные варианты привлечения кредитных средств под проекты, ведется активная работа по созданию ряда совместных предприятий, рассматриваются к подписанию протоколы о намерениях с инофирмами.
Автопром пойдёт в рост
По мнению большинства экспертов, будущее ульяновского автомобильного кластера, как и всего российского автопрома, опасений не вызывает. Рынок будет только развиваться. Тем более что количество предприятий, связанных с автомобилестроением, в регионе только растет.
В течение нескольких лет в Ульяновской области будет запущен еще один новый проект по строительству завода компании Takata-Petri AG. Немецко-японский производитель автокомпектующих Takata-Petri AG намерен открыть здесь производство ремней безопасности, подушек и рулевых колес. Поставлять свою продукцию завод будет на многие крупные автосборочные предприятия как российские, так и зарубежные. Объем инвестиций в этот проект достигает 500 миллионов рублей.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов уверен: «В 2011 году не будет никаких экономических катаклизмов, можно ожидать лишь дальнейшего поступательного развития рынка, рынок будет восстанавливаться и приближаться к докризисному значению». По его словам, в настоящее время спрос не удовлетворен полностью, еще есть куда двигаться.
Местные эксперты с аналитиком согласны. «В следующем году также ожидается рост производства. Он будет не столь значительным как в текущем году, но положительная тенденция по выходу на докризисные позиции продолжится», - считает гендиректор УАЗа Сергей Юрасов.
А директор БАУ Мотор Корпорэйшн Андрей Артемов уточняет: местный авторынок будет развиваться, но несколько медленнее, чем в некоторых других регионах. «Быстрее всего восстанавливается рынок, находящийся в режиме реальных условий, без поддержки государства. В эту группу входят европейские бренды. Наш регион, к сожалению, больше сейчас зависим от отечественного автопрома, и, соответственно, его восстановление будет происходить медленнее. Региональный рынок автомобилестроения и производства автокомплектующих в 2011 году вырастет до 30%. По общероссийскому рынку автопрома рост составит до 40-50%», - заключил он.
Текст: Ксения Великанова