Совет Федерации одобрил закон, который снижает вдвое базовую ставку транспортного налога. При этом появятся дополнительные акцизы на нефтепродукты, и они будут расти ежегодно. Деньги пойдут в федеральный дорожный фонд, который воссоздадут со следующего года для содержания дорог. По мнению экспертов, такой способ сбора средств с автомобилистов лишь усложнит ситуацию и скажется на стоимости топлива, проезда в общественном транспорте и ценах на товары массового потребления.
Законопроект после принятия ГосДумой и Советом Федерации попадет к президенту на стол. Как только документ будет подписан главой государства, налоговая ставка на транспорт будет снижена наполовину. Согласно документу, ставка для автомобилей с двигателями мощностью до 100 лошадиных сил включительно составит 2,5 руб. за одну «лошадку», от 101 до 150 лошадиных сил – 3,5 руб., от 151 до 200 лошадиных сил – 5 руб., от 201 до 250 лошадиных сил – 7,5 руб., свыше 250 – 15 руб. При этом за регионами останется право «накрутить» эту ставку в 10 раз и снизить ее до нуля для автомобилей до 150 лошадиных сил.
Попытка изменить налоговую ставку на транспорт была предпринята год назад. Только тогда власти были полны решимости повысить ее в два раза. Это мера, посчитали члены правительства и депутаты ГосДумы, могла принести региональным бюджетам дополнительные 7,5 млрд руб. Деньги немаленькие, но от этой идеи все же отказались, испугавшись протестов населения.
Напомним, тогда против повышения высказались многие политики и представители общественности. В частности, лидер ЛДПР Владимир Жириновский назвал увеличение транспортного налога автомобильной кабалой и предложил альтернативу – возможность использовать транспортный налог через бензин. «Кто ездит на очень дорогой машине и каждый день зимой и летом – вот он и должен платить этот транспортный налог. А некоторые люди зимой вообще не пользуются автомобилем, а кое-кто и летом», – сказал он тогда в интервью «Вестям».
За идею ухватились. Дело не в размере ставки, а в собираемости налогов (проблема, кстати, характерная для ульяновского региона), поняли власти. И уменьшили ставку, а вместе с этим ввели дополнительные акцизы на нефтепродукты, которые будут расти на 1 руб. ежегодно в течение трех лет. Таким образом, бензин за 3 года может подорожать как минимум на 3 руб. Эксперты не верят в добросовестность нефтяных компаний и считают, что цена на бензин в ближайшее время преодолеет отметку в 30 руб. за литр.
Что же изменит новая ставка? В части собираемости налогов – ничего, уверены эксперты. Те, кто не платил никогда, платить не начнут. Даже если общий размер налога на транспорт и уменьшится – что маловероятно. А вот повышение акцизов на бензин и газ свои плоды даст. Повышение приведет к росту цен – прежде всего на продукты питания и другие товары массового потребления. Ведь нет большого секрета в том, что в структуре себестоимости транспортных услуг 35% составляют горюче-смазочные материалы. Беспокойство вызывает и судьба основных потребителей «солярки» – армии и аграриев.
Вновь встанет вопрос об увеличении цены на билет в общественном транспорте, и, похоже, маршрутчикам удастся «отвоевать» это повышение. Иначе бизнес по перевозкам пассажиров в Ульяновске не будет развиваться, уйдет «в тень» или попросту умрет, считает председатель Совета объединения частных перевозчиков «Наш город» Виктор Сидоренко.
Напомним, недавно организация вышла с предложением увеличить цену на проезд в маршрутном такси до 15-16 руб. – только так можно сделать работу маршрутчиков рентабельной и не вынуждать их выдавать «черные» зарплаты, покупать машины «вчерную» и скрывать свои доходы от налоговой службы.
«У нас в области уже много лет действует постановление, согласно которому пассажирские перевозки причисляются к социальным услугам. И регулирование тарифов попросту превратилось в сдерживание верхнего предела тарифа, – говорит Виктор Сидоренко. – Норматив действует такой: стоимость 52 поездок не должна превышать 5% от заработной платы. И уже 3 года проезд в маршрутке составляет 11 руб., хотя себестоимость одной поездки давно уже колеблется в районе 16 руб. За последние годы мы превратили этот бизнес в теневой – 80% оборота ушло в тень, и это еще не предел. Легальный бизнес рушится на глазах, в нем нет никакой перспективы, уходят сильные менеджеры, серьезные инвесторы, стареют машины. И самое обидное, что город не может ничем помочь. Городские власти только отдают огромные деньги муниципальным перевозчикам. Но трамваи ходят полупустые, а автобусы работают по 1,5-2 часа в день. Я считаю, что это неэффективное расходование бюджетных средств, и с этим нужно что-то делать».
Текст: Ксения Великанова
Фото: www.aif.ru