Мировой финансовый кризис экономически ослабил ряд важных промышленных предприятий страны, в том числе и транспортной отрасли. На территории Приволжья, в частности, в Ульяновской области, больше всех пострадали железнодорожники. Падение объема грузовых перевозок Куйбышевской железной дороги составило 35%, а пассажирских – 15%. И если показатели по грузоперевозкам восстановились достаточно быстро, то небольшой рост пассажироперевозок наметился лишь в октябре этого года. Однако переломный момент наступил, считает руководство КбшЖД: наметилась устойчивая тенденция увеличения количества пассажиров. Один из главных стимулов для развития этого, пока убыточного, направления – крепнущая конкуренция со стороны авто- и авиаперевозчиков.

«Кризис закончится, а железные дороги останутся», – заявил в конце 2008 г. в одном из своих интервью президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Действительно, кризис железные дороги, как и вся страна в целом, пережили, однако ситуация в компании существенно осложнилась.

Из-за простоя крупных промышленных предприятий уменьшился объем перевозок грузов, снизилась погрузка. Падение объема грузоперевозок КбшЖД в 2009 г. составило 35% от докризисного уровня 2008 г., по погрузке филиал потерял 18%. Однако положительные тенденции в экономике дали о себе знать, промышленники вернулись к своей обычной работе. «Грузоперевозки мы почти восстановили, – рассказывает начальник КбшЖД Сергей Кобзев. – Конечно, на докризисный уровень пока не вышли, но по грузообороту нам осталось набрать всего 5%, по погрузке – 3,5%».

Иная ситуация с пассажирскими перевозками. «Кризис спровоцировал падение спроса на них: сегодня он на 15% меньше, чем в докризисный 2008 г. Причем терять пассажиров КбшЖД продолжила и после кризиса – только в этом году потери составили 5%. Бывшее ульяновское отделение КбшЖД, а ныне Волго-Камский регион, демонстрирует примерно такие же результаты. Количество отправленных пассажиров по итогам девяти месяцев этого года – порядка 990 человек. Для сравнения: в 2009 г. этот показатель был внушительнее – 1203 человека, а в 2008 г. доходил до 1373 пассажиров.

«До докризисного уровня, конечно, далеко, – отметил г-н Кобзев. – Но могу сказать, что перелом наступил. Мы заметили некоторое улучшение в октябре. По итогам работы 25 дней этого месяца прирост по отправке пассажиров составил 3,5%. Думаю, эта тенденция сохранится».

Сегодня перевозки железнодорожным транспортом в регионах КбшЖД составляют треть всех пассажирских перевозок. Если быть точнее, то 26% пассажиров добираются до нужного места на поезде. Традиционно востребованы автомобильные перевозки – занимают 68%. На авиаперевозки пока приходится 6%. Причем последние переживают подъем: прирост пассажиров в авиационных перевозках за 9 месяцев этого года составил 14-15%. В Ульяновской области это показатель чуть ниже – 13%.

«Авиация очень серьезно наступает нам на пятки, и особенно это касается областных центров: Ульяновска, Самары, Пензы, Уфы, – признается Сергей Кобзев. – Связано это с увеличением количества рейсов, развитием среднемагистральных линий». Напомним, в марте этого года в Ульяновске начала работать авиакомпания-дискаунтер «Авианова», предлагающая самые низкие в Ульяновске тарифы – 250 руб. (Правда, если приложить к этому аэропортовые и топливные сборы, а также другие расходы в самолете, сумма доходит до 1 тыс. руб. и более). А в августе возобновила рейсы в Ульяновск из Москвы компания «Полет». Таким образом, сегодня в области действуют шесть авиакомпаний: «Полет», «Авианова», «Регион Авиа», «ЮТэйр», «Волга-Днепр», «Газпромавиа».

«Авиаперевозчики – это сильные конкуренты, с которыми нелегко соревноваться, несмотря на то, что пока мы удерживаем лидирующие позиции в абсолютных показателях, – отмечает г-н Кобзев. – Авиационные проекты, которые инициируют власти, стимулируют нас к очень активной работе в региональных, межобластных перевозках. Эта конкурентная среда, я полагаю, ускорит и приблизит время для принятия решений по развитию скоростного движения между областными центрами».

В ряде случаев железнодорожникам тяжело конкурировать и с автоперевозчиками. «Мы отягощены инфраструктурой, и содержание этой инфраструктуры – обязанность РЖД, а дороги содержит государство и структуры, которые государству принадлежат. Автоперевозчик платит лишь транспортный налог – что совсем немного. Тем не менее, стоимость поездки на автобусе всегда в два раза выше, чем на поезде», – заключил г-н Кобзев.

Текст: Ксения Великанова

Фото: club.foto.ru