Все тарифы и нормативы на жилищно-коммунальные услуги теперь будут устанавливать региональные власти. С выходом в июле этого года федерального закона №237 муниципалы были освобождены от этой обязанности. Таким образом, работа по тарифообразованию будет вестись более качественно, уверены в правительстве Ульяновской области. Тем не менее, за муниципальными чиновниками сохраняется право по утверждению надбавок к тарифам, они же будут рассчитывать критерии доступности коммунальных услуг для граждан. Об этом «Ульяновск online» рассказала директор департамента по регулированию цен и тарифов министерства экономики Ульяновской области Алена Гаршина.

Алена Анатольевна, расскажите, в чем суть реформы?

До настоящего времени полномочия по установлению тарифов были распределены между муниципальными, областными и федеральными органами власти. На федеральном уровне определялись основные направления тарифной политики, устанавливались предельные индексы по ряду услуг и тарифы на услуги федерального значения. Региональные власти утверждали только тарифы на тепло и электроэнергию. А уже на муниципальном уровне определялись тарифы на водоснабжение, водоотведение и утилизацию ТБО.

В июле этого года вышел в свет новый федеральный закон №237, вступил в силу он 12 августа. Согласно этому документу, все полномочия по утверждению тарифов передаются от муниципальных органов на региональный уровень. Соответственно, теперь региональные власти будут устанавливать все тарифы: на тепло, электроэнергию, водоснабжение, водоотведение и утилизацию ТБО.

Это же касается нормативов потребления коммунальных услуг: регион будет утверждать не только нормативы потребления газа и электричества, но и нормативы потребления тепла и воды.

С чем связано такое решение?

В течение этого года было много вопросов, много обращений жителей, в том числе, в федеральные органы власти. Люди недовольны существующими тарифами, считают, что они установлены неправильно, также вызывает ряд вопросов сам порядок расчета тарифов. Был сделан вывод: на муниципальном уровне эта работа ведется недостаточно качественно. Примеров назвать можно очень много. Так, например, в этом году штрафы накладывались на УК ЖКХ Чердаклинского района, на муниципальное предприятие ЖКХ Тереньгульского городского поселения. Как правило, в районах нет специалистов по тарифообразованию. И эта обязанность возлагается на экономистов. Отсюда – просчеты.

Передача на уровень субъектов полномочий по установлению тарифов приведет к более профессиональному подходу при их формировании, исключит ситуации с необоснованным ростом тарифов и платежей граждан.

А что же будет с ведомствами по регулированию цен и тарифов в муниципальных образованиях?

Утверждение тарифов передано на региональный уровень. Но за органами местного самоуправления все равно остается очень большой объем работы. Сам тариф – конечное звено – переходит на региональный уровень власти, тем не менее, подготовительные работы и оценка целесообразности тех или иных решений, безусловно, остается за органами местного самоуправления. За ними же остается расчет критериев доступности коммунальных услуг для граждан.

Кроме того, органы местного самоуправления будут по-прежнему разрабатывать и утверждать инвестиционные программы предприятий коммунального комплекса, в том числе утверждать размер инвестиционных надбавок, что также влияет на величину тарифа.

Но департамент будет контролировать их деятельность?

Безусловно. Размер платы граждан за коммунальные услуги остается контролируемым показателем: тариф плюс надбавка не должны превышать предельную плату.

Какое повышение тарифов ждет ульяновцев в следующем году?

В ближайшее время федеральной службой по тарифам будут утверждены предельные индексы роста по отдельным услугам. Уже сейчас можно сказать, что размер платы граждан за коммунальные услуги в 2011 г. не вырастет больше, чем на 15%. Электроснабжение подорожает ориентировочно на 10%, теплоснабжение – в пределах 14-16%. Примерно на этом же уровне – услуги водоснабжения.

Темпы роста тарифов каждый год снижаются. Если в прошлом году предельный размер платы вырос на 25%, в этом году – на 18%, то в следующем году мы ориентируемся на 15%. Конечно, это не снижение самого тарифа, тарифы все равно будут расти. Однако, это объективная ситуация, потому что дорожает электроэнергия, мазут и газ.

В правительстве РФ собираются утвердить новые правила предоставления коммунальных услуг, по которым горожане, не установившие счетчики на газ и воду в своей квартире, с 2012 г. будут платить за услуги ЖКХ на 20% больше остальных, а с 2013 г. – на 40% больше. Насколько это справедливо?

Думаю, справедливо. Таким образом власти хотят стимулировать людей к энергосбережению. Одновременно предусматривается возможность для граждан рассрочки на пять лет оплаты за счетчики и их установку. В принципе у нас есть 261-ФЗ «Об энергосбережении», который говорит, что установка приборов учета является обязательной для всех потребителей. Предложение Минрегиона о повышении платы для тех, кто не установил счетчики, подготовлено в соответствии с положением этого закона. Безучетное потребление тепла, когда мы регулируем температуру в квартире с помощью форточки, – это неэкономное использование тех ресурсов, которые есть у нашей страны. Добыли газ, выработали тепловую энергию, отопили квартиру, а гражданин, вместо того, чтобы регулировать тепло батареи, открыл форточку и согрел воздух за окном. Так быть не должно.

Будет ли правительство области «оприборивать» дома за счет бюджета, если эти правила примут?

Программа поэтапного перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета уже есть в области. Поэтому независимо от введения или не введения повышающих коэффициентов приборы устанавливаются.

Текст и фото: Ксения Великанова