Глава Национальной резервной корпорации, миллиардер Александр Лебедев заявил о своем намерении купить на ульяновском «Авиастаре» 44 самолета Ту-204СМ для своей авиакомпании Red Wings. По его мнению, крупный серийный заказ позволил бы сохранить программу Ту-204СМ, которая сейчас находится на грани закрытия, и загрузить мощности завода.

В конце сентября Александр Лебедев написал письмо премьер-министру Владимиру Путину с просьбой реализовать сделку по выкупу Внешэкономбанком 28,5% акций ОАО «Ильюшин Финанс Ко», решение по которой было заблокировано Минэкономики. Сумму сделки бизнесмен не уточняет, отмечая, что это «непринципиальный вопрос».

«Принципиальным» же вопросом оказалось желание г-на Лебедева на вырученные от сделки деньги купить 44 самолета Ту-204СМ для своей авиакомпании Red Wings, которая сейчас эксплуатирует 8 самолетов Ту-204. Авиакомпании эти самолеты нужны для расширения ее деятельности в чартерном сегменте и в сегменте регулярных авиаперевозок. Кроме того, г-н Лебедев предлагает сделать Red Wings базовой компанией аэропорта «Минводы» и начать развивать на его базе полноценный авиахаб.

Бизнесмен считает, что крупный серийный заказ позволит загрузить мощности ульяновского «Авиастара-СП» и сохранить находящуюся на грани закрытия программу Ту-204СМ.

Однако покупку 44 таких самолетов Александром Лебедевым вряд ли можно расценивать как жест доброй воли, считают эксперты. Ведь одно из его главных требований – снизить стоимость одного самолета до 700-750 млн руб., что почти на 200 млн руб. ниже его минимальной цены. Эксперт «Ульяновск online», пожелавший остаться неназванным, полагает, что столь низкая цена будет возможна, только если государство предоставит субсидию. «Покупка этих самолетов – вопрос, скорее, политический, это вопрос взаимоотношений Лебедева с Правительством, – отметил собеседник портала. – Бизнесмен как бы говорит: либо вы принимаете мои условия, либо программа Ту-204СМ закроется и завод встанет».

Корпорация «Иркут», которая не так давно «взяла шефство» над ульяновским «Авиастаром», ситуацию с покупкой этих самолетов комментировать отказалась, заметив лишь, что ждать «смерти» завода напрасно.

«Судьбу завода «Авиастар-СП» многие почему-то упорно связывают с судьбой проекта Ту-204СМ: если закроется программа, то закроется и завод. Это не так, – говорит пресс-секретарь «Иркута» Елена Федорова, – Ульяновский завод становится базовым предприятием России по выпуску транспортных самолетов. Расширяется фронт работ по программе Ил-476. Продолжаются работы по модернизации Ан-124. Рассматривается вопрос о возобновлении серийного производства этих машин. В Ульяновске будут выпускать военно-транспортные самолеты МТА, эта программа после подписания российско-индийского соглашение получила мощный импульс развития. «Иркут» передает на «Авиастар-СП» конвертацию пассажирских Airbus 320 в грузовые. В программе МС-21 ульяновский завод будет самым крупным поставщиком компонентов планера и готовых самолетов. Ту-204СМ – это, конечно, очень важный для завода продукт, но он не является единственным».

Г-жа Федорова также отметила, что продажа самолетов Red Wings – не единственный способ сохранить проект Ту-204СМ: идут переговоры и с другими потенциальными заказчиками.

Сейчас в Ульяновске стоят три Ту-204СМ и еще два находятся в высокой степени готовности. Поначалу предполагалось, что эти первые пять самолетов доставят в Иран в 2011-2012 гг., но контракт не был реализован: этому воспротивилась американская компания Pratt & Whitney.

Затем стартовый заказ на эти машины сделала московская авиакомпания «Атлант-Союз». Прибывший в Ульяновск экс-мэр Москвы Юрий Лужков заявил о покупке 15 лайнеров. Однако некоторое время назад в авиакомпании засомневались – стоит ли покупать данный самолет. По неофициальной информации, против выступило министерство транспорта Москвы – там настаивали на приобретении лайнеров Boeing.

«В конце июля Совет директоров компании практически без консультации с эксплуатантом определил, что самолет не выдерживает конкуренции с западными лайнерами, – рассказал пресс-секретарь «Атлант-Союза» Константин Рубахин. – Поэтому было предложено от этого самолета отказаться».

Отказ от этого контракта мог поставить под угрозу всю программу по производству Ту-204СМ, поскольку авиакомпания в тот момент была единственным потенциальным покупателем. Однако в «Атлант-Союзе» «Ульяновск online» сообщили, что переговоры продолжаются. «Мы готовы эксплуатировать этот самолет, и переговоры продолжаются. Единственный вопрос этих переговоров – это цена: она несколько завышена», – отметил г-н Рубахин. В корпорации «Иркут» информацию о продолжении переговоров подтвердили.

О том, будет снижена себестоимость данного самолета или нет, сказать пока трудно: цена зависит от количества заказанных самолетов. «Смежники» – производители всей «начинки» самолета – будут снижать цены, скорее всего, только на большую партию комплектующих.

Текст: Ксения Великанова

Фото: maschinfo.ru