Громкое заявление мэра Москвы Юрия Лужкова о приобретении 15 лайнеров Ту-204СМ оказалось пустым звуком. Авиакомпания правительства Москвы «Атлант-Союз», для которой предназначались ульяновские «тушки», отказалась от своей покупки. Это поставило под угрозу всю программу по производству Ту-204СМ, поскольку авиакомпания была единственным потенциальным покупателем. Возможно, с другой модификацией самолета – Ту-204-300 – заводу повезет больше. В минувшую пятницу о желании купить несколько российских самолетов заговорил вице-премьер Сирии по экономическим вопросам Абдаллу Дардари. Скорее всего, это будут именно самолеты Ту-204-300. По крайней мере, переговоры по этому поводу с сирийцами уже ведутся.

Месяц назад в рамках сессии МАГ в Ульяновске глава Москвы Юрий Лужков пообещал купить на ульяновском «Авиастаре» 15 самолетов Ту-204СМ для московской авиакомпании «Атлант-Союз». Это решение московского градоначальника не могло не порадовать ульяновских властей и руководство «Авиастара». В мэрии даже подсчитали – заказ 15 лайнеров обеспечит работников «Авиастара» работой на ближайшие пару лет.

Ту-204СМ – это модернизированный вариант Ту-204 с более экономичным двигателем. До конца 2010 г. должен был появиться первый Ту-204СМ, а уже с будущего года ожидались его поставки «Атланту». В планах ОАК было производство Ту-204СМ до 2020 г., пока на рынок не выйдет современный аналог МС-21.

Однако перевозчик решил, что ульяновские «тушки» ему не нужны. Не сошлись в цене – рассказали «Ульяновск online» в пресс-службе «Атлант-Союза». Стоимость самолета, предложенного заказчику, оказалось завышенной – около $50 млн. При этом стоимость зарубежных аналогов не превышает $35 млн. В пользу последних, скорее всего, и склонится «Атлант-Союз». Некоторые источники отмечают, что авиакомпания уже запланировала купить 5-8 подержанных американских Boeing 737-400 старше 12 лет – всего за $70.

«Отказ от сделки – это решение совета директоров авиакомпании, – заявил журналисту «Ульяновск online» руководитель пресс-службы «Атлант-Союза» Константин Рубахин, комментируя ситуацию. – На сегодня цена на ТУ-204СМ завышена. В принципе мы потихоньку сворачиваем программу приобретения самолетов иностранной сборки, и на сегодняшний день у нашей компании самый большой парк отечественных лайнеров. Наша авиакомпания намерена эксплуатировать именно российские самолеты. «Атлант-Союз» готов вернуться за стол переговоров с ОАК, как только руководители корпорации примут решение о снижении цены «тушек».

По словам источника, пожелавшего остаться неназванным, в правительстве Москвы (основной акционер компании), с самого начала были против покупки лайнеров и заявление г-на Лужкова, сделанное в Ульяновске, не одобрили. Более того, в правительстве Москвы сомневаются, что завод «Авиастар» сможет наладить конвейерное производство этого лайнера.

Сейчас же политическая ситуация вокруг московского градоначальника сложная: СМИ наперебой говорят о вероятной его отставке. На вопрос журналиста «Ульяновск online», не связано ли решение «Атлант-Союза» не закупать ульяновские «тушки» именно с отставкой Юрия Лужкова, в «Атлант-Союзе» ответили отрицательно.

Таким образом, «Авиастар» теряет своего единственного заказчика на эти самолеты. Как сообщил источник «Ульяновск online» на заводе, программа Ту-204СМ, скорее всего, будет закрыта. В результате этого, считают эксперты, может прекратиться выпуск всех самолетов линейки Ту-204.

Возможно, положение спасет Сирия, которая намеревается заказать у российских авиапроизводителей несколько лайнеров. В минувшую пятницу об этом решении заявил вице-премьер Сирии по экономическим вопросам Абдаллу Дардари. Эксперты считают, что «счастливчиком» скорее всего, станет самолет Ту-204-300, выпускаемый на «Авиастаре».

Как пишут федеральные СМИ, ранее Сирия планировала модернизировать флот государственной авиакомпании Syrian Arab Airlines и рассматривала это за счет покупки самолетов Airbus моделей A320, а также A330, A340 и A350, но переговоры были приостановлены из-за санкций США.

Теперь Сирии требуются самолеты, состоящие примерно на 10% из американских компонентов. Этим требованиям отвечают российские «тушки», в частности – аналог вышеперечисленных зарубежных моделей Ту-204-300. Этот лайнер отличается от базовой версии укороченным на 6 м фюзеляжем, меньшим количеством пассажирских мест –164 вместо 210. За счет уменьшения веса увеличена дальность полета.

В корпорации «Иркут», которой с недавнего времени подчиняется «Авиастар», журналисту «Ульяновск online» подтвердили факт переговоров с сирийцами по поводу покупки Ту-204-300. При этом подчеркнули, на ульяновском заводе есть уже несколько таких самолетов – в разной степени готовности.

Когда именно планируется заключить соглашение с Сирией – никто не знает. Однако эксперты называют эту сделку чуть ли не последним шансом сохранить программу серийного выпуска самолетов Ту-204 в России.

Текст: Ксения Великанова

Фото: sostav.ru