Весной этого года облправительство объявило конкурс на разработку бренда для Ульяновской области и стратегии его развития. Победитель определился только в июле. Им стала компания A2Z Marketing. За лето специалисты компании провели масштабное исследование, с помощью которого удалось взглянуть на город «глазами» жителей других регионов. О том, как Ульяновск воспринимается россиянами и будет ли новый бренд связан с авиацией, рассказал руководитель компании Андрей Стась.

Андрей Константинович, какую работу Вы успели провести с момента заключения контракта?

Государственный контракт был заключен 20 июля. 27 июля состоялось расширенное установочное совещание с участием представителей администрации области и общества, которое дало старт работам по проекту. За это время мы провели комплексный аудит текущего состояния бренда Ульяновской области в его сложившемся виде. Состоялось более 40 экспертных интервью с представителями власти, бизнеса, общества и авиационного кластера, проведены два социологических опроса – 400 респондентов в Ульяновской области и 900 человек в городах-миллионниках. Наши аналитики проанализировали более 900 публикаций в федеральных и региональных СМИ, изучили статистику и другие важные факты о регионе, а также разобрали более 20 примеров развития регионов и городов в мире, схожих по исходным позициям с Ульяновской областью.

Что в итоге? Как Ульяновск воспринимается жителями других регионов? Знают ли люди об Ульяновске?

Знают, но это знание фрагментарно. Более 80% знают, что историческое название города – Симбирск, при этом 16% неверно назвали реку, на которой стоит город (вместо Волги упоминались Кама, Дон, Енисей и даже Днепр).

Восприятие Ульяновской области жителями других регионов России достаточно расплывчато, с преобладающими положительными характеристиками. Область воспринимается как промышленный регион с традиционным укладом с большим потенциалом, но пассивным населением. Ключевые показатели «пульса» жизни – качество жизни, интенсивность деловой и культурной жизни, безопасность, экологичность и пр. – оцениваются положительно, но без максимальных оценок. Количество россиян, которые при смене места жительства выбрали бы Ульяновскую область, очень невелико. В то же время ощущается недостаток информации об области, которая в целом интересна россиянам. 73% опрошенных хотели бы посетить Ульяновскую область и провести там более 3 дней.

Какие ассоциации возникают при упоминании Ульяновска? Связывают ли город с В.И.Лениным? И.А.Гончаровым? Другими известными людьми?

Безусловно, В.И.Ленин – наиболее известный россиянам уроженец Ульяновской области. Родина Ленина – это одна из ключевых ассоциаций. О Гончарове и Карамзине знают не более 15% россиян. Среди высоко образованной части опрошенных достаточно известен факт ульяновского происхождения Никаса Сафронова. Вторая ключевая ассоциация – место производства автомобилей УАЗ. Однако благодаря большому количеству публикаций авиационные ассоциации вплотную приближаются к автомобильным.

Считают ли Ульяновск авиационной столицей России?

Несомненно, активная работа региональной администрации в последние годы в этом направлении и освещение этой деятельности в СМИ дали свой результат – 26% опрошенных нами согласны с утверждением, что Ульяновск – авиационная столица России. Однако не стоит пока обольщаться: 45% отдают это звание подмосковному Жуковскому. Правда, другие крупные авиационные центры – Самара, Казань, Воронеж – существенно отстают по авиационному восприятию от Ульяновска.

Андрей Константинович, Вы сами не раз приезжали Ульяновск. Вам понравилось здесь? Каковы Ваши впечатления?

Каждый мой приезд в Ульяновск очень насыщен встречами с людьми и совещаниями. Поэтому просто остановиться и погрузиться в местную атмосферу мне (в отличие от моих коллег, которые за минувшие полтора месяца провели в Ульяновске достаточно много времени) пока не удалось. Наиболее яркие впечатления на сегодняшний день – уголки старой купеческой архитектуры и Волга. Она просто поражает воображение. Ранее я бывал только выше по течению, где нет таких масштабов.

Будет ли бренд, который Вы разработаете, связан с авиацией?

Я думаю, что авиационная составляющая в ней будет обязательно присутствовать и играть значительную роль, однако, вероятно, она не будет единственной. Мы рассматриваем сейчас четыре гипотезы, которые были отобраны из более чем 15 идей. Кстати, все эти гипотезы имеют точки соприкосновения, поэтому, возможно, элементы всех этих концепций будут включены в идею бренда региона.

Сейчас мы занимаемся подготовкой серии мозговых штурмов с участием представителей региональной власти, бизнеса, авиационного кластера и общественности, которые будут посвящены формулировке основной идеи будущего бренда Ульяновской области. Эти сессии должны пройти в ближайшие полторы недели. Это очень ответственные мероприятия, цель которых достижения консенсуса между различными группами лиц, которые будут участвовать в будущем в принятии решений, важных для развития бренда.

Наверное, есть и ряд других, не менее интересных, проектов?

У нас идет ряд проектов с бизнесом. Например, один из них связан с поиском новой ниши на мировом рынке модной одежды для продукции талантливого российского дизайнера, другой – с разработкой стратегии работы на российском рынке одного из крупнейших мировых производителей судовых масел. В области регионов мы готовимся к началу проекта для одного из регионов ЦФО. Пока этот контракт не подписан, поэтому разглашать имя этого региона не хотелось бы. Кроме того, мы готовим серию мастер классов по территориальному брендингу, которые пройдут осенью-зимой в Пятигорске, Набережных Челнах и в Украине.

Какова ценность бренда как механизма развития региона? Какую роль он играет?

Бренд позволяет решить две задачи. Во-первых, это хороший и удобный способ рассказать целевым аудиториям о том, что такое данный регион. Для России это актуально – страна огромная, многие россияне о ней знают мало, а для иностранцев это вообще одна огромная территория, где много снега, леса, нефти и водки. Во-вторых, бренд позволяет мотивировать целевые аудитории и вовлекать их во взаимодействие с регионом. Он позволяет поднять самооценку жителей региона, привлечь новых полезных жителей (а не только низко квалифицированных рабочих), пригласить туристов, представить регион инвесторам в выгодном свете, повысить привлекательность местных товаров для потребителей. Это одновременно и стратегический, и тактический инструмент. Он позволяет и моделировать и строить будущее региона, и решать текущие задачи работы с конкретными группами.

Что касается Ульяновской области. Нужен ли ей узнаваемый бренд, по Вашему мнению?

Как уже было сказано, Ульяновскую область представляют достаточно расплывчато. В.И.Ленин как ключевая ассоциация малопродуктивен. Он ни инвесторов не привлечет, ни продукцию местную не продвинет, ни жителей не мотивирует. Без вовлеченности упомянутых целевых аудиторий прорыва в развитии региона ожидать сложно. Мы надеемся, что бренд в совокупности с другими инструментами, которые будет применять руководство области, позволит такой прорыв совершить.

Он позволит привлечь инвесторов, повысить привлекательность ульяновской продукции за пределами региона, привлечь туристов и, самое важное, вовлечь в процессы изменений жителей региона и потенциальных ульяновцев. Ведь именно они и только они могут стать долгосрочными носителями всех тех идей, над которыми мы сейчас работаем.

СПРАВКА «УЛЬЯНОВСК ONLINE»:

Stas Marketing Partners – международная консалтинговая компания, основанная в 1999 г. в Москве как агентство интегрированных маркетинговых решений A2Z Marketing. В настоящее время Stas Marketing Partners интенсивно расширяет свое международное присутствие. В 2005 г. был открыт офис в Лондоне (Великобритания), в 2006 г. – в Загребе (Хорватия) и Кишиневе (Молдова).

За эти годы компанией было реализовано более 250 проектов в России, Великобритании, Хорватии, Черногории, Молдове, Казахстане, Киргизии и Армении.

Клиенты Stas Marketing Partners – предприятия алкогольной промышленности, индустрии пассажирских авиаперевозок, крупные логистические комплексы, общественные и государственные учреждения и организации. Среди них «Сибур», группа компаний «Автомир», холдинг «Промышленные инвесторы», Торговый дом МВЗ, телеканал ТНТ, компании VISA, «Энфорта», «Дятьково», РОСНАНО и другие.

Андрей Стась – управляющий партнер международной консалтинговой компании Stas Marketing Partners, действительный член Привилегированного Института Маркетинга, главный редактор журнала «Бренд-менеджмент» (2001-2005 гг.), автор многочисленных статей в специализированной («Бренд-менеджмент», «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Реклама и жизнь») и деловой прессе («Коммерсант», «Секрет фирмы», «Ведомости»).

Беседовала Ксения Великанова