Ульяновский авиационно-промышленный комплекс – одно из крупнейших предприятий отрасли в мире. Именно здесь выпускались и собираются возобновить выпуск крупнейших грузовых самолетов планеты АН-124-«Руслан». Благодаря этим лайнерам международная авиакомпания «Волга-Днепр», созданная выходцами с «Авиастара», уже два десятилетия контролирует более половины мирового рынка перевозок сверхтяжелых и уникальных грузов.
Здесь же производятся пассажирские и транспортные самолеты семейства «Туполев». Готовятся к реализации новые масштабные проекты. «Авиастар» - одно из крупнейших градообразующих предприятий Ульяновска, донор городского и регионального бюджета. В свое время на строительство уникального авиационно-промышленного комплекса сюда приехали лучшие специалисты из всех республик Советского Союза. Вырос огромный жилой район, названный ульяновцами Новым городом. Здесь впервые применялись технологии, получившие потом распространение по всей стране.
Последние 20 лет были очень трудными, «Авиастар» переживал нелегкие времена вместе со всей отраслью, да и большей частью экономики страны находился в тяжелом затяжном кризисе, последствия которого не преодолены до сих пор. И только в последние годы появилась тенденция к выздоровлению. Началась реализация проектов, которые определят стратегию развития и будущее отечественной авиации, высокотехнологичных отраслей промышленности, модернизацию всей российской экономики.
В свое время авиакомплекс дал чрезвычайно мощный импульс развитию Ульяновска и области, вдохнул новую жизнь. Здесь создается мощнейший авиакластер, объединяющий десятки предприятий, организаций, фирм и учебных заведений. Руководство страны неоднократно заявляло: «Авиация – это будущее России. Россия с авиацией и без авиации – это две разные страны». Сегодня это будущее во многом создается в Ульяновске. Это особая роль, особая ответственность, но и огромные возможности.
«Ульяновск online» выбрал короткую паузу, наступившую после грандиозного праздника, посвященного Дню Воздушного флота России и в преддверии августовской сессии Международной ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ), которая состоится в Ульяновске и будет посвящена вопросам поддержки развития в нашем регионе авиационного кластера, чтобы побеседовать с генеральным директором ЗАО «Авиастар-СП» Сергеем Дементьевым.

- Сергей Геннадьевич, каково нынешнее состояние «Авиастара»?
- Пока сложное. Хотя в портфеле заказов есть договоры и на строительство партии самолетов ТУ-204 СМ, и на две машины ТУ-204-300 для Президента, и другие заказы на эти модели, а также на грузовой ИЛ-476, производство которого мы начали, тем не менее, крупных долгосрочных контрактов пока, к сожалению, крайне недостаточно. Мы ведь сейчас находимся на переходном этапе, когда новый продукт еще на стадии подготовки производства, а старые уже не востребованы. Да и конкуренты серьезные, «Боинг», европейский консорциум. Пока мы находились в кризисе, они предприняли все возможные усилия, чтобы уйти далеко вперед.
Сейчас мы, конечно, делаем все, чтобы наверстать упущенное и чтобы не уступать зарубежным производителям.
- У вас новое направление – модернизация «Русланов» и конвертация пассажирских самолетов Airbus в грузовые. Как успехи?
- Мы продолжаем работу и по конвертации, и по самолету АН-124 «Руслан», продлению его жизненного цикла. На это год пока заказов, правда, не было, а в 2009-м на модернизации заработали неплохо, провели 13 самолетов. Серьезные планы по конвертации, работаем в кооперации с европейским консорциумом. Будет два завода. Один в Дрездене (Германия), другой – в Ульяновске. По плану должны конвертировать по 17 машин в год. Будут необходимы специалисты высокого класса, со знанием английского языка, которые будут работать на этом заводе – всего 300 человек. Приезжал с большой делегацией руководитель направления конвертации европейского авиаконцерна Ларс Беккер. Гости осмотрели производство, все обсудили – будем работать. В частности, осуществлять конвертацию самолетов А-320 из пассажирских в грузовые.
- Модернизация «Русланов» - это хорошо, а когда возобновится их производство, о котором говорят уже давно? Ведь ресурс тех АН-124, что были выпущены в 80-е годы, это 25 тысяч летных часов, подходит к концу.
- Это компетенция политического руководства страны. Мы готовы к началу производства этих самолетов. Для начала стабильного выпуска нужен стартовый заказ – от 30 до 40 машин, не меньше.
- Много сейчас говорят о композитном производстве.
- Да, идет строительство завода. Освобождаем корпус 1В для композитного производства. С применением новейших технологий здесь будет производиться «черное крыло» и ряд других деталей для линейки самолетов, выпускаемых Объединенной авиастроительной корпорацией. Композитное производство даст возможность выпускать самолеты на основе самых современных материалов. Это сделает их при большей прочности и надежности гораздо более легкими, что существенно снизит расход топлива, а это важнейший показатель конкурентоспособности.
- Правильно ли говорят, что одна из составляющих будущего Авиастара – это самолет МС-21?
- Верно. С 2016 года планируем совместно с корпорацией «Иркут» производство самолета МС-21. Пока мы только выпускающая площадка. Но не исключено, что и будет локализация, производство части комплектующих на нашей базе. Руководством ставится вопрос о мощной кооперации производства трех заводов: Воронежского, Иркутского и Ульяновского.
- Хотя работа по производству МС-21 в Ульяновске идет, это все же будущее предприятия. А как с производством машин семейства «Туполев»?

- Ни от чего хорошего мы не отказываемся. И самолеты «ТУ» производим и будем производить. Тем более они модернизируются, становятся гораздо более конкурентоспособными. И к тому же на них есть заказы. О президентском заказе на самолеты ТУ-204-300 я уже говорил. Есть и другие. Четыре машины сдали весной этого года. Продолжаем выполнение заказов. Конечно, покупатели уже ждут от нас новых машин, к выпуску которых мы едва приступили, впереди испытания, сертификация. От того, как мы проведем испытания и насколько быстро осуществим сертификацию, в частности такого перспективного самолета, как ТУ-204СМ – зависит многое. Эту машину уже просят, ждут, есть твердый контракт на пять самолетов. Другие заказчики только ждут момента, когда мы поднимем лайнер в воздух.
- А как обстоят дела с ИЛ-476?
- Тоже полным ходом идет работа. В 2011 году необходимо поднять в воздух первый летный образец. Машина перспективная, современная. И на нее уже есть заказы. Завод сейчас сориентирован на подготовку производства этих машин. С 2013 года должны выйти на серийный выпуск ИЛ-476. Но для этого уже в этом году надо думать о запуске постоянного производства комплектующих (трех комплектов уже в этом году). После начала серийного производства должны выпускать по семь таких машин в год, постепенно наращивая объем производства. Есть заказ от Министерства обороны РФ. До 2015 года мы должны поставить Военно-транспортной авиации (ВТА) десять самолетов, в среднем. По два в год.
- Таким образом, ваша стратегия вырисовывается.
- Да. Производство пассажирских самолетов. «Авиастар» как известно, с конца 2009-го года входит в состав ООО «Коммерческий самолет». Кроме того, производство Ил-476, модернизация использовавших свой ресурс старых и выпуск новых машин АН-124 «Руслан», и конвертация пассажирских самолетов европейского авиаконцерна в грузовые.
- Говорят, что под реализацию этих перспективных проектов вы в больших количествах закупаете дорогостоящее оборудование?
- Станки, машины, оборудование закупаем самое разное и по разным ценам, в том числе и дорогое. Все хорошее, современное, высокотехнологичное стоит дорого. Приобретаем. Без модернизации невозможно делать конкурентоспособную продукцию. Тем более - самолеты.
- Несмотря на столь перспективные планы и прекрасно организованный и проведенный масштабный авиационный праздник, в данный момент прием новых работников на предприятие закрыт?
- Да, к сожалению. Прием ведется пока только через меня лично. Такая ситуация продлится, пока не закончится пауза, о которой я уже говорил в самом начале нашей беседы. О том, что мы сейчас на этапе, когда старая продукция уже в должных объемах не востребована, а новая в необходимых количествах еще не производится. Мы ее только осваиваем. И достаточных объемов производства у нас сейчас нет. Но основных рабочих мы сохраним, и будем привлекать молодежь. Сократим управленческий аппарат на 10 процентов. Чтобы быть конкурентоспособными, необходимо увеличивать рентабельность, максимально сокращать издержки. Но к сокращению численности мы подходим бережно. Не рубим сплеча. Есть много способов грамотного подхода к этой проблеме. Например, предоставляем наилучшие условия тем, кто хочет уйти на пенсию.
- Сколько человек сейчас работает на предприятии?
- Десять тысяч триста человек. Количество сотрудников будет постепенно увеличиваться за счет основных рабочих, тех, кто трудится непосредственно в самолетном производстве.
- Каков их средний возраст?
- До недавнего времени был 46 лет, сейчас – 44. А нужно – 38-39. Создаем кадровый резерв. Находим и назначаем на руководящие посты перспективную молодежь. С 2008 года к нам пришли 600 ребят, уже перешедших из учеников в рабочие основных специальностей. Мы создали Совет работающей молодежи, строим общежитие, в этом году торжественно открыли Дом молодежи (для приехавших в город семей).
- А сколько человек необходимо сократить?
- Всего необходимо сократить тысячу человек. Из них – 350 пенсионеры, столько же непрофильные работники, они будут трудоустроены или пройдут переобучение на востребованные специальности, сто – представители руководящего аппарата. Оставшиеся 200 – так называемая естественная убыль, кто переехал в другой город, кто ушел в армию и пр. А также нарушители трудовой дисциплины, прогульщики, воры. Необходимо всемерно укреплять дисциплину. Без этого трудно говорить о перспективах и успехах.
- Когда ожидается загрузка основного производства?
- Уже с сентября этого года.
- С вашим приходом еще больше активизировалась социальная политика предприятия, вы много помогаете жилому району авиастроителей – Новому городу.
- Да, постоянно занимаемся улучшением условий труда рабочих, для нас это очень важно. Недавно открыли новое бытовое помещение на 600 человек в одном из производств. Вслед за первой очередью Дома молодежи строим вторую. Возводим жилье. Нам очень помогает город, мэрия Ульяновска. Недавно выделили два участка земли под жилищное строительство.
Много занимаемся благоустройством Заволжского района. Выделили бригады для общественных работ. Мы считаем, что в зону нашей ответственности входит и строительство храма, оказываем другую помощь.
- Говорят, у вас прекрасный лагерь отдыха детей.
- Возрождаем «Березку» на правом берегу Волги, в лесу. Лагерь был в очень запущенном состоянии. Сейчас уже выполнен большой объем работ. Дети здесь отдыхают в несколько cмен. Стоимость путевок для семей работников «Авиастара» символическая. Да и для других тоже вполне приемлемая.
- Как у вас развиваются отношения с региональной властью?
- Очень позитивно. Правительство области, в первую очередь губернатор, нам оказывает всемерную помощь. Сергей Иванович – член Совета директоров предприятия, постоянно интересуется нашими проблемами. При его поддержке нам удалось получить заказ на конвертацию пассажирских самолетов европейского авиаконцерна в грузовые, создать здесь завод, новые рабочие места. По инициативе Морозова создан и развивается авиакластер, складывается реальная кооперация с предприятиями Ульяновской области.
- В отличие от других руководителей крупных предприятий о Вас почти ничего неизвестно.
- Родился и вырос в Ульяновске. Закончил политехнический, институт, техмаш. Работал на «УАЗе» 26 лет. Семья – жена и два сына, одному 25, другому - 21 год, оба пошли по моим стопам и получили такое же, как и я, образование. Еще я закончил Ульяновский госуниверситет, институт экономики и бизнеса, специальность – «управление промышленным предприятием». Занимаюсь спортом: бегаю, увлекаюсь футболом, в который играю круглый год, и зимой, и летом. Болею за ЦСКА, и в футбол, и в хоккей. Кстати, в прошлом году на заводе мы создали свою футбольную команду.

Текст: Джангир Мехтизаде