Сборка самолетов Ан-124 «Руслан» может быть организована в США на заводах Boeing. Лайнеры будут собираться в Америке в рамках военного заказа Пентагона и НАТО и параллельно – на ульяновском «Авиастаре». С такой инициативой выступило правительство России. Идея была поддержана российской стороной проекта возобновления производства «Русланов», в частности Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). Украинская же сторона – АНТК им. О.К.Антонова, которому принадлежит конструкторская документация этого самолета, – восприняла новость скорее негативно.
Полгода назад «Ульяновск online» писал о возобновлении серийного производства уникальных грузовых лайнеров Ан-124 «Руслан» на ульяновском «Авиастаре» с 2015 г. Министерство обороны РФ объявило тогда о закупке нескольких самолетов, благодаря чему и стало возможным возрождение производства. Этот проект обещал дать многое и «Авиастару», и Ульяновской области. Александр Пинков, бывший тогда первым замом председателя правительства, прогнозировал не только рост государственных заказов в 2010 г., но и стабилизацию производственной программы предприятия и приток новых квалифицированных кадров, что в конечном итоге значительно увеличит налоговые поступления в областной бюджет.
Громом среди ясного неба стало предложение вице-премьера РФ Сергея Иванова организовать параллельную сборку «Русланов» в Америке. Привлечение третьего партнера, по его словам, могло бы разгрузить и украинского участника – АНТК им. О.К.Антонова, и российского – ГК «Волга-Днепр». Правда, согласно американским правилам, в США должно выполняться не менее 50% работ.
ОАК встретила эту инициативу позитивно. Как заявил на авиасалоне ILA в Берлине президент ОАК Алексей Федоров, для американского рынка, в рамках военного заказа Пентагона, «Русланы» могут собираться в Штатах на заводах Boeing. В ОАК не видят ничего страшного в том, что производством знаменитых российских самолетов, не имеющих аналогов во всем мире, будут заниматься американцы. Наоборот, считают в корпорации, привлечение третьего партнера может сыграть очень важную роль. «Если самолеты будут собираться где-то еще, будет больше заказчиков, – сообщил «Ульяновск online» директор департамента корпоративных коммуникаций ОАК Константин Лантратов. – Что ж в этом плохого? Это нормальная мировая практика, когда производство размещается в той стране, которая делает большой заказ. Ни ОАК, ни «Авиастар» ничего не потеряют, ведь для российских заказчиков, прежде всего для Минобороны, лайнеры будут собираться в Ульяновске». Более того, отмечает г-н Лантратов, американцы вряд ли начнут сборку самолетов раньше «Авиастара». «В Ульяновске это производство было освоено и его останется лишь возобновить, а в США нужно начинать с нуля», – сказал он.
«Авиастар» и «Волга-Днепр» отказались комментировать данный вопрос, поскольку считают себя не уполномоченными оценивать столь щепетильную ситуацию, созданную высшим руководством страны. Хотя стоит предположить, что именно эти две крупных компании могут пострадать в результате такого решения. Первая недополучит заказы, вторая может потерять одного из главных своих заказчиков по авиаперевозкам – НАТО.
Представитель АНТК им. О.К.Антонова в беседе с журналистом «Ульяновск online» оказался сдержанным в своих комментариях. «Есть юридическая сторона вопроса. Авторскими правами на самолет обладает тот, кто держит сертификат типа, – сказал заместитель начальника отдела маркетинга компании Андрей Совенко. – А держателем этого сертификата является государственное предприятие «Антонов». Соответственно, разрешать организовывать производство лайнеров можно только на основе соответствующего лицензионного соглашения, которое должно быть обязательно подписано держателем сертификата».
Другой, близкий к компании, источник, пожелавший остаться неназванным, был более резким в оценках. «Проект оценить, конечно, сложно, – сказал он, – поскольку еще не обсуждались условия соглашения. Но могу сказать одно: в Ульяновске обновление производства уже запланировано, а потребность рынка в этих самолетах конечна – до 50. Зачем тогда свой кусок хлеба передавать кому-то? Я не вижу в этом смысла. Вопрос этот нужно задать российским руководителям, которые делали такое предложение».
Негативно расценивают предложение и другие эксперты. Так, Виктор Михайлов, долгие годы проработавший генеральным директором «Авиастара», считает, что подобные идеи ведут российский авиапром к гибели. «Под девизом вхождения в мировое содружество за границу утекают и наработки, и мозги, – сказал он. – Скоро придется похоронить российскую авиацию окончательно. Сбудутся слова Егора Гайдара и Германа Грефа, которые мне говорили, что нужно закрыть этот завод, что для современной России он совершенно не нужен, ведь в 90% стран мира нет авиационной промышленности, однако же, летают все».
Предложение производить «Русланы» на заводах Boeing сделано – теперь ответ за Америкой и Украиной.
Текст: Ксения Великанова
Фото: www.rusaki.de